15 ноября
Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:1-8)
Мы читаем, что должно всегда молиться и не унывать. Что такое уныние, которого не должно быть у молящегося? Почему оно опасно?
Первый признак уныния — это недовольство, неудовлетворенность. Уныние — это состояние апатии, подавленности, это настроение, при котором человек не в состоянии выполнять свои жизненные обязанности. Ему все становится безразлично, он даже начинает физически болеть. Написано: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22). Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоска… Человека ничего не радует.
Недовольство быстро перерастает в ропот. Тогда человек не видит ничего хорошего: все плохо и, кажется, нет выхода. Братья и сестры, возможно ли такое состояние у христиан? Увы, к сожалению, да. Хотя это очень печально… Уныние до молитвы еще можно как-то понять… Но после молитвы — когда человек был у престола Отца Небесного, когда он общался с Богом, имеющего всю силу и власть, когда он изливал свое сердце перед Ним, говорил о своих переживаниях, тревогах, скорбях — можно ли после этого унывать?! Подумайте: человек говорил с Богом, был у источника силы и радости — и ничего не меняется! В таком случае уныние есть следствие сомнения!..
Братья и сестры, наш Господь говорит: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40:25-31). Псалмопевец Давид задает себе вопрос: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Пс. 42:5). Почему? Бог неверен? Ему не под силу? Может быть, Он забыл нас? Уснул? Передумал?
Притча, которую мы прочитали, говорит об уповании на Бога и доверии Ему во всех обстоятельствах жизни. Притча учит молиться и в терпении ожидать ответа, молиться и не унывать. Господь приводит для примера человека, который и Бога не боялся, и людей не стыдился. Но, так как вдова не отступно просила его о помощи, он вдруг сказал: «Защищу ее». И Христос говорит: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?»
Давид пришел к правильному решению: надо верить, надо доверять Богу, надо молиться! После своего вопроса Давид восклицает: «Уповай на Бога!» Иисус говорит: «Верьте Мне!»
Вера побуждает молиться дальше, а молитва поддерживает веру: молиться и не унывать!
Аминь.
Автор: Франц Тиссен
Чтение на каждый день
Христинанское издательство «Samenkorn e.V.»