Ибо Я дал вам пример

“…Мы, можно сказать, случайно попали в одну церковь, когда у них совершалось Преломление Хлеба. И вот люди начали носиться с тазами, начали омывать один другому ноги, в том числе и мне. Я не знала, что делать: уходить или оставаться? После собрания мне начали доказывать, что омовение ног – это такая же заповедь, как и Преломление. Это меня смутило. Так ли это? Напишите мне, как Вы понимаете этот вопрос?”

Этот вопрос требует детального рассмотрения. Его нельзя отрывать от условий, от обстановки того времени. Описание этого события мы находим в Евангелии Иоанна 13:1-27.
Из Ев. Луки 22:24 видно, что перед этим событием у апостолов был спор: кто из них больший? Кто кому должен служить?
Известно также, что в израильском народе был древний обычай омывать странникам ноги. В некоторых местах Палестины этот обычай сохранился поныне. Вспомним, как к Аврааму пришли 3 странника. Он сразу же позаботился омыть им ноги (Быт. 19:3-5). То же самое сделал и Лот, когда к нему в Содом пришли странники. При этом Лот не омывал им ноги, а только предложил им воду (Быт. 19:1-2).
Почему такой обычай вошел в жизнь восточных народов? Потому что на Востоке люди ходили босыми или в открытых сандалиях. Ноги у путников были запылены, а жилища застилались коврами. Входя в жилище, люди оставляли обувь у дверей, обмывали свои ноги, а потом уж усаживались на подушки.
В то время омытие ног производилось рабами. Ни Авраам, ни Лот не умывали ноги странникам сами, а их слуги. Это хорошо можно видеть из 1 Цар. 25:41. Омытие ног считалось делом рабским. Вот почему, когда Христос подошел к Петру, чтобы омыть ему ноги, Петр возразил: “Господи, Тебе ли умывать мои ноги?” (Иоан. 13:6). Ученики думали, что меньший должен омывать ноги большему, а не наоборот. Вспомним, что заметил Христос Симону-фарисею: “Я пришел в дом твой, и ты Мне воды на ноги не дал” (Лук. 7:44). Чтобы унизить Христа, Симон не только не приказал слугам омыть Христу ноги, но даже не распорядился подать Ему воды.
Теперь вернемся в горницу, где двое учеников приготовили Пасху. Все было приготовлено, но омывать ноги собратьям эти ученики, видно, не собирались. Когда Христос прошел в горницу с учениками и “возлег Он и 12 апостолов с Ним” (Лук. 22:11), Он умышленно начал разговор о том, кто из них больший, так как между учениками по дороге в Иерусалим возник спор, кто из них больший. Христос хотел дать им наглядный урок. Он Сам налил воды в умывальницу и начал омывать ноги Своим ученикам – Великий ничтожным. После этого Христос объяснил им смысл и значение того, что Он сделал. “Я ДАЛ ВАМ ПРИМЕР”, – сказал Христос. Не заповедь, а пример. Другими словами: “Почитайте один другого высшим себя” (Фил. 2:3). Значит, это было не установление, не приказ, не заповедь (как Преломление Хлеба), а пример.
Что же здесь не ясно? Ученики правильно поняли урок Христа и после этого никогда уже не спорили о том, кто больший. Поэтому ни один из апостолов ни в одном из Посланий не обмолвился об смывании ног друг другу перед Преломлением Хлеба. Мы нигде не видим этого в Деяниях Апостолов. Ап. Павел в 1 послании к Коринфянам 11 гл. дал ясное последовательное описание, как нужно совершать Преломление Хлеба. Он не упустил ни одной детали, но об омовении ног не написал ни слова.
Омовение ног, как форма, как обряд не приближает людей к Богу и не делает их равными. Это делает только кровь Иисуса Христа, Его усыновление. Можно 10 раз омыть ноги брату и остаться гордым и завистливым.
Омовение ног существовало и теперь существует в Палестине как добродетель. И в наше время неплохо предложить гостю помыть перед сном ноги, особенно, если гость прошел большой путь, но вводить это в церковную практику как обряд – заблуждение.
Ап. Павел в посл. к Евреям 6:1-2 перечисляет церковные установления, но опять-таки об омовении ног он не сказал ни слова. Он хорошо знал, что в омовение ног Христос вложил духовный, а не прямой смысл.
Обратив внимание еще на то, что Христос омыл ученикам ноги не перед новозаветной вечерей, а перед ветхозаветной. (Из Писания хорошо видно, что Христос совершил две вечери, и на новозаветной вечери Иуды уже не было.) На каком же основании сторонники омовения ног приурочивают это к новозаветной Вечере?
Из омовения ног, которое Христос совершил ученикам перед ветхозаветной Пасхой, мы должны извлечь урок: как Христос, будучи выше всех, сделал Себя слугою всех, так и мы не должны превозноситься над другими, не гордиться своим социальным или общественным превосходством, а считать себя меньшим братом и слугою всем. Вот это, а не буквальное копирование омовения ног, и есть исполнение заповеди Христа о любви к ближнему.

Автор: Николай Водневский
ХОЧУ ЗНАТЬ 
Ответы на вопросы читателей и радиослушателей
Издательство "Свет на Востоке", 1997 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Просьба ввести *