Изучая математику в колледже, я убедился, что если начнешь решать задачу не по правилам, то никогда не получишь правильного ответа. Поэтому, став христианином, я принялся за изучение Библии как математик. Иначе говоря, я потратил больше времени на изучение первых трех глав книги Бытия, потому что знал, что на этих главах основана вся Библия. Я обнаружил, что здесь в концентрированной форме дана суть Божьей истины относительно мужчины и женщины и их взаимоотношений с Богом и друг с другом. Я начал понимать себя и свою жену, и нашел Божий совершенный план для нашего брака и цель Божью для нашей совместной жизни.
Применяя математический способ, я окунулся в тщательное изучение книги Бытия, зная, что должен строить свою жизнь и брак на правильных началах для того, чтобы в итоге получить правильный’ результат. Результат оказался чудеснее, чем я ожидал — прекрасная брачная жизнь, благочестивая семья, и жизнь служения с возможностью показывать многим супружеским парам способ, как находить совместное счастье, следуя Божьему первоначальному плану.
Конечно, для того, чтобы подходить к браку согласно принципам основанным на истине книге Бытия, я должен был освободиться от некоторых идей, которые воспринял в прежней жизни. И я мог это сделать, зная, что у меня есть теперь точные сведения; я мог заменить неправильные идеи на правильные и с уверенностью жить согласно им. Я нашел, что могу положиться на эту истину, что она никогда не приведет меня к неправильным решениям или к неправильным советам, для моих пациентов.
Ну, а как у вас? Что повлияло на формирование вашего мышления о браке? Можете ли вы положиться на эти понятия?
Я хочу, чтобы вы внимательно подумали об основных принципах, которые управляют вами в отношении брака и любви. Может быть, некоторые из них ложны; может быть некоторые истинны. Для вас существенно важно определить, какие предпосылки правильны, на каких стоит построить жизнь, а какие понятия нужно отбросить, потому что они ложны, бесполезны и даже потенциально вредны.
Одна пара, которую я назову Дин и Кэрол пришли к такой необходимости проверки своих понятий после многих лет активного христианского сотрудничества в одной большой евангельской церкви. Кэрол считала своего мужа «чудным, ласковым мужем» и хорошим отцом своих подростков-сыновей. Их совместная жизнь была «благополучной». Восторг любви, по-видимому, прекратился в их взаимоотношениях, но Кэрол приписывала это двадцати годам их брака и возрасту — немногим больше сорока лет.
Она был потрясена, когда Дин признался ей в связи с молодой женщиной из их церкви, которая участвовала в музыкальном служении. Дин сказал, что связь прекратилась, однако близкая подруга Кэрол посоветовала ей немедленно развестись с ним, потому что, по её мнению: «Прелюбодеяние убивает брачную жизнь. Кроме того, неправильно позволять, чтобы с тобой обращались как с половиком».
В то время как Кэрол, переживая измену и находясь в смятении, отшатнулась от мужа, молодая женщина продолжала активно преследовать Дина. Он встретился с дьяконами церкви и исповедал свой грех, но после того, у него пропало желание ходить в церковь вместе с женой и сыновьями. Руководители церкви приняли это за доказательство неискренности Дина и предсказали Кэрол, что их брак не может быть спасен, потому что «Дин просто не в ладу с Богом».
Дин, в глубоком унынии, стал думать о том, чтобы перевестись работать в другую часть страны. Он сказал жене: «Разлука поможет нам узнать, любим мы друг друга или нет». Доверенная подруга Кэрол отреагировала гневным советом, сказав: «Просто упакуй его чемоданы и выставь в передней. Чем скорее он уберется, тем лучше!»
Когда Кэрол рассказала мне свою историю, я был поражен тем, фактом, что все люди, имеющие дело с этой историей, считали себя верующими в Иисуса Христа и признавали Его Слово за истину: жена, муж, другая женщина, подруга и руководители церкви. Однако каждый из них проявил недостаток знаний библейских принципов, которые могли бы сохранить и исцелить этот брак. Так много важных библейских принципов относительно брака, любви, прощения и восстановления, было нарушено или игнорировались, что не удивительно, чувство растерянности у супругов, которые в этом трагическом событии потеряли способность поставить себя выше всех обстоятельств.
К сожалению, это типичная история. Я много раз слышал подобные, с незначительными изменениями в деталях. Я предлагаю ее вашему вниманию, потому что многому можно из нее научиться.
Я старался помочь Кэрол: она начала внимательно исследовать свои мысли и поведение. Насколько значительными были ее действия и реакции во время кризиса и чем они были вызваны? Были ли ее решения приняты под влиянием ошибочного человеческого совета или согласно вечно истинных советов Божьих? Какие основные предположения руководили ее мыслями? Были ли эти предпосылки истинными или ложными?
Потом нечто интересное случилось с Кэрол. Когда она обратилась к Слову Божьему, решив следовать Божьему совету куда бы он ее ни повел, и оставив результаты Богу, то принятый ею небиблейский совет потерял для нее смысл, и она ясно увидела, что ложно и что истинно. Она обнаружила, что существует полное разногласие между Библией и мирским мнением о браке и о разводе, что она чуть было не попалась на удочку сатаны, искусного лицемера, и чуть было не поверила его лжи относительно брака. Она обнаружила, что сатана может действовать даже через самого благонамеренного христианина, который положился на человеческое мнение относительно брака, вместо того, чтобы спираться на ясное Божье учение в Писании. Она также узнала, что когда мужчины и женщины реагируют согласно их естественным склонностям, они обычно приходят к неправильным решениям.
Из её объяснений было ясно, что оба, и муж и жена попали в заколдованный круг запутанных мыслей, смешанных чувств и неправильных реакций. Их могла освободить только истина. Они старались разобраться и начали с чтения первых трех глав книги Бытия.
Каждая супружеская пара нуждается в том, чтобы знать настоящую истину о браке, но ее невозможно найти в учениях и примерах современной мирской жизни. Самое лучшее, что может предложить нам мир, это развод. Слова одного социолога удачно и ясно выразили это нездоровое явление. Он сказал: «В 70-ых годах развод стал естественным последствием брака!»
Если развод уже теперь принят как естественное последствие брака. То 80-ые и 90-ые годы этого столетия получат страшное наследство. Но мы, конечно, не должны принимать такую идею. Христиане, верующие в Библию, жившие в различных культурных условиях, во все века находили мудрость и силу, чтобы противостать принятому образу жизни того времени. Заметьте, что сперва приобретается мудрость через Писание: потом сила противостать популярному мнению, как бы влиятельно оно ни было.
Позвольте мне взять вас с собой в путешествие по Священному Писанию, которое совершили Дин и Кэрол в поисках основной истины для устройства своей брачной жизни. Мы начнем с начала, с сотворения мужчины и женщины. Наша цель — это понять брак так, как Бог предназначил его. Нам нужно рассматривать эти стихи в книге Бытия так, как будто мы никогда раньше их не видели; мы будем рассматривать их не как стереотипные фразы, а как истину, которой мы должны следовать в личной жизни.
- Идея создания мужчины и женщины принадлежит Богу.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
В первой главе книги Бытия говорится о факте сотворения человека, в то время, как во второй главе описан сам процесс, творения. В первой главе, мы находим основную истину, которая имеет важное значение для оценки брака — а именно то, что Бог сотворил мужчину и женщину из благих намерений. Бог сотворил две разновидности человека — мужчину и женщину. Это свидетельствует о том, что сотворение человека было незаконченным до сотворения женщины. В Своем любвеобильном, удивительном, творческом акте, Всемогущий Бог замыслил чудесные тайны мужчины и женщины, мужского и женского пола для того, чтобы воспроизвести радость в нашей жизни. Подумайте каким бесцветным, каким однообразным был бы мир, в котором находился бы только один пол! Кто хотел бы жить только в мужском или только в женском мире? Или, в однородном мире, где все признаки пола игнорировались бы, или вообще не были бы известны? Тот, кто отказывается видеть и радоваться разнице между мужским и женским полом, никогда не испытывает Божественного блага, которое Бог предназначил для брака.
2) Брак был задуман Богом, для того, чтобы решить первую проблему человека — одиночество.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:18-22).
Представьте себе этого единственного мужчину, живущего в прекрасной обстановке, но в одиночестве. У него было общение с Богом и его окружали птицы и звери. У него было интересное занятие, потому что ему было поручено наблюдение, классификация и наименование всей живущей твари. Но сам он оставался одиноким. Бог заметил, что это было «не хорошо». Поэтому премудрый и любящий Творец предусмотрел совершенный выход. Он сотворил другое существо, подобное мужчине, но все же чудесным образом отличающееся от него, женщину. Она была взята от него и соответствовала ему. Она полностью подходила для него — духовно, интеллектуально, эмоционально и физически. Согласно решению Божью, она была предназначена быть ему «помощником». Терминпомощник указывает на благотворные взаимоотношения, при которых одна личность помогает или поддерживает другую, как своего Друга и союзника. Может быть, вы думаете о помощнике, как о подчиненном, как о возвеличенном слуге. Но вы увидите призвание женщины в новом свете, когда поймете, что то же самое еврейское слово помощникупотребляется для Самого Бога в Пс. 45:2, где Он называется нашим помощником; Он — «скорый помощник в бедах».
Основанием для брака всегда является нужда человека, существовавшая со дня творения, т.е. нужда в общении и в совершенстве, которые Бог подразумевает. Брак был предназначен для того, чтобы облегчить чувство одиночества, переживаемое человеком. В личной жизни человека, насколько супруги не соответствуют друг другу — духовно, интеллектуально, эмоционально и физически — настолько они одиноки. Однако такое положение не соответствует Божьему плану и может быть исправлено. В Своем плане Бог имеет в виду совершенство для обоих супругов.
- Брак был задуман и провозглашен для того, чтобы принести счастье, а не мучение.
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).
Вот первая песнь любви в мире! Знатоки еврейского языка говорят нам, что Адам выразил в ней огромное возбуждение, радостное изумление. «Наконец, у меня есть кто-то соответствующий мне!» Его фраза, «кость от костей моих и плоть от плоти моей», стала любимым ветхозаветным выражением в объяснении интимных, взаимоотношений. Однако полнота значения этих слов принадлежит Адаму и его невесте. Доктор Чарльз Рири делает интересное предположение о том, что еврейское слово женщина, иша, происходит от слова того же корня, имеющего значение «быть мягким» — что выражает прелестную женственность женщины.
Итак, когда Господь привел жену к Адаму, тот выразил свои чувства в словах: «Наконец-то я нашел ту, которая может дополнить меня, которая разделит мое одиночество, которая будет так дорога мне, как моя собственная плоть. Она так красива! Она полностью подходит мне! Она именно то, в чем я нуждаюсь!»
Можете ли вы представить себе чувства, которые, по всей вероятности, должны были воспламенить как мужчину, так и женщину, когда они поняли свою значимость друг для друга? Можете ли вы понять цель, для которой Бог создал женщину для мужчины? Наперекор всем насмешливым анекдотам брак был задуман для нашей радости, для нашего счастья. И Божье намерение в этом вопросе никогда не изменилось.
- Брак должен начинаться с того, чтобы покончить со всеми другими взаимоотношениями для того, чтобы установить постоянные взаимоотношения между одним мужчиной и одной женщиной.
«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
Бог дал это трехгранное повеление в самом начале, когда Он утвердил брак. Оно является самым точным и самым содержательным наставлением, высказанным когда-либо о браке. Если вы обратите внимание на слова, то заметите, что слова, употребленные в этом повелении являются простыми, легкопонятными, несмотря на глубину их значения. В этих коротких семнадцати словах подытожено все библейское учение о браке. А все, сказанное после, подтверждает или разъясняет три фундаментальных принципа, провозглашенных впервые здесь, но ни малейшим образом никогда их не изменяет. Они заслуживают вашего внимательного рассмотрения, потому что любая реальная проблема, встречающаяся в брачной жизни, появляется в результате пренебрежения одним из аспектов Божьего повеления в книге Бытия.
Мы должны, прежде всего, понять, что брак начинается с оставления: мы должны покончить со всеми другими взаимоотношениями. Самые близкие взаимоотношения кроме брачных, ясно показаны в этом стихе, из которого следует, что если необходимо оставить отца и мать, то несомненно необходимо оставить, прервать или изменить все другие менее важные связи.
Конечно, любовь к родителям долговечна. Но эти узы должны измениться по характеру так, чтобы супруги всецело принадлежали теперь друг другу. Хотя этот принцип одинаково относится и к мужу и к жене, Господь дал это повеление мужу, потому что мужу надлежит быть основателем семьи; он и является ответственным. За это Он не может больше полагаться на своих отца и мать и не может больше быть под их началом, потому что теперь стал главой своей собственной семьи.
Однако Писание ясно учит о том, что всякий взрослый мужчина должен почитать своих родителей. Будучи теперь самостоятельным, он все же должен, при необходимости заботиться и быть за них ответственным вместо того, чтобы быть ответственным передними (Матф. 15:3-9 и 1 Тим. 5:4-8). Это изменение должно произойти для того, чтобы ни родители, ни другие взаимоотношения не становились преградой между мужем и женой.
Это значит, что, муж и жена должны обращаться друг к другу вместо того, чтобы искать кого-то другого или группы людей для восполнения своих эмоциональных нужд. Это значит придавать другим вещам меньшее значение — вашей работе, вашей карьере, вашему дому, вашим любимым занятиям, вашим талантам, вашим интересам и даже вашей церковной работе. Вес должно соответствовать этой перспективе. Все, что для вас важно в этой жизни, должно быть теперь менее важным, чем ваш брак.
Жена одного преуспевающего бизнесмена, который вкладывал всю свою энергию в бизнес, проливала горькие слезы в моей приемной, говоря: «Он постоянно делает мнеденежные подарки, и каждый раз, когда он это делает, я думаю о том, что было бы лучше пользоваться его временем и любовью. Доктор Уит, я не хочу все эти вещи. Я просто хочу, чтобы он уделял мне какое-то внимание».
Больше, чем за двадцать пять лет практики я заметил, что, когда муж постоянно ставит свой бизнес или карьеру, превыше жены, никакие денежные подарки не могут ее удовлетворить.
Есть различные привычки, которые мы не бросаем и таким образом упускаем возможность для создания настоящего брака. Я видел женщин, настолько увлеченных и преданных своей работе или получению высшего образования, что они являлись больше сожительницами, нежели женами. В идеи также женщин, главное внимание которых было направлено на дотошное ведение домашнего хозяйства, портящее хорошую брачную жизнь. Я знал мужчин, которые не могли надолго оставить друзей по охоте или гольфу, что мешало установлению любовных взаимоотношений со своими женами. Некоторые мужья не могут даже оторваться от телевизора на короткое время, чтобы поговорить со своими женами. Я замечал случаи, когда муж или жена чрезмерно увлекались церковной работой, причиняя серьезный ущерб своему браку. Я знал печальные случаи, когда мать, а иногда и отец отдавали детям все свое предпочтение. Когда же дети выросли, родителям для чего было жить. Такие браки эмоционально распадались.
Первый принцип, которому мы должны научиться в книге Бытия 2:24, это то, что брак требует. Если вы не согласны оставить все старые холостяцкие привычки, то вы никогда не достигнете захватывающего единства во взаимоотношениях, которые Бог предназначил каждой паре для наслаждения.
5) Брак требует неразлучного соединения мужа и жены в течение всей их жизни.
«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
Следующий принцип, которому нужно научиться из этой заповеди, это то, что бесполезно без готовности провести всю жизнь изменение прежних связей так, чтобы«прилепиться» к своей жене или мужу. Снова заметьте, что Господь обращает эти слова особенно к мужьям, хотя этот принцип применим к обоим супругам.
Что же значит «прилепиться?» Этот глагол, в его основном значении, говорит о какой-то определенной деятельности так, что нет ничего пассивного в слове — прилипать.
Такой же смысл активного действия имеет еврейское слово «даваф», которое переведено в английской Библии, издания короля Джеймса, как прилепиться. Вот перечень значений еврейского слова «даваф»: прилепляться или придерживаться, пребывать вместе, хранить твердо, догонять, преследовать усердно, брать, достигать в погоне. Современные переводчики, обычно заменяют слово прилепиться словами пристать, или крепко держаться. В греческом варианте Нового Завета, мы найдем, что это слово означает связать воедино — скрепить подобно клеем или же спаять в одно так, что нельзя разделить на две половины, не повредив обеим.
На этом основании видно, что у Бога есть строгое повеление к обоим супругам и динамичный образ действия, который особенно относится к мужу. Главным образом на муже лежит ответственность за то, чтобы делать все возможное для создания такой связи с женой, которая сделает их неразлучными. И жена должна таким же образом поступать в отношение своего мужа. Эта связь не похожа на красивые шелковистые ленты, которыми завязывают свадебные подарки. Наоборот, она должна быть выкована как сталь в огне ежедневной жизни и невзгод, чтобы создать неразрывные взаимоотношения.
Чтобы лучше понять силу значения слова прилепиться, надо посмотреть как Дух Святой употребил это слово (по-еврейски даваф). В книге Второзакония. Четыре следующих примера говорят о том, чтобы прилепиться к Богу Живому.
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Втор. 10:20).
«…любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему»(Втор. 11:22).
«Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13:4).
«…Любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя …» (Втор. 30:20).
Это показывает, что в Божьих очах прилепиться значит отдаться всем сердцем, прежде всего духовно, а потом позволить этой отдаче проникнуть во все сферы нашего существа так, чтобы соединение было интеллектуальным, эмоциональным и физическим. Это значит, что в браке супруги должны держаться вместе даже в самых мелких деталях жизни. Фактически все, что приближает вас друг к другу, укрепляет и усиливает взаимоотношения между вами, будет являться частью соединения. А все то, что отдаляет вас — умственно или физически — должно отвергаться вами, потому что нарушает Божье предназначение брака.
Большинство практических советов в этой книге покажет супругам как держаться вместе в различных обстоятельствах жизни, применяя различные способы. Как бы оно ни проявлялось, соединение всегда содержит две характерных черты: (1) непоколебимую верность и (2) действенную, неотступную любовь, которая не прекращается.
Если вы хотите проверить какое-то дело, отношение, слово или решение посредством библейского стандарта прилипания, задайте себе такие вопросы: Сделает ли это нас более близкими или наоборот больше разъединит? Укрепит ли оно наши взаимоотношения или разрушит? Произведет ли оно положительную или отрицательную реакцию? Выражаю ли я в этом любовь и верность моей брачной половине или же проявляю свой эгоистичный индивидуализм?
Помните о том, что Божий план для супругов заключается в том, чтобы был неразлучный союз, которого они могут достичь посредством выполнения Божьей заповеди прилепиться друг к другу.
6) Брак обозначает единство в полном значении этого слова, включая интимные взаимоотношения без стеснения.
«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:24-25).
Мы видим, что образец для брака, который Бог установил от начала творения, создает нечто прекрасное, если мы следуем ему. Двое в действительности станут едиными. Это означает больше, чем просто жить вместе! Ни один писатель, учитель или богослов никогда полностью не мог объяснить, что, значит, стать «одной плотью». Мы только знаем, что это происходит в жизни супругов!
Обратим внимание на несколько элементарных требований. Для того, чтобы это произошло, брак должен быть моногамным (т.е. одна жена и один муж). В то же время прелюбодеяние и внебрачные половые связи исключаются. Как Господь Иисус подчеркнул в Новом Завете: двое становятся одной плотью. Библия наглядно показывает, насколько печальными были последствия полигамного брака (многобрачия) и как ужасны результаты прелюбодеяния. Например, в Прит. 6:32 сказано: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это». Конечно, никто не имеет права оправдываться незнанием! Брак должен состоять из двух людей разного пола. Бог создал одну женщину для одного мужчины. «Брак» между гомосексуалистами, провозглашаемый сегодня некоторыми группами людей является жалким, грязным извращением Божьего плана для священного союза между одним мужчиной и одной женщиной.
Хотя единство имеет более глубокое значение, чем только физическое, стать одной плотью, быть едиными включает интимный физический союз, половую связь. И это происходит между супругами не вызывая чувство стыдливости. Стыд в брачных половых взаимоотношениях никаким образом не был предопределен Богом! Наоборот, библейское понятие означающее половую связь между мужем и женой выраженное словом познатьполно высокого достоинства. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала …» (Быт. 4:1). «Иосиф…принял жену свою, и не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» (Матф. 1 -.24-25).
Это слово познать употребляется в объяснении Божьего любящего, личного знания Авраама в книге Быт. 18:19, «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд».
Таким образом, в Божьем установлении брака, половые взаимоотношения между мужем и женой включают: интимную половую связь, и нежное, близкое познание друг друга, как личностей. Поэтому для появления новой пары, в которой две отдельные личности сливаются в одну — один ум, одно сердце, одно тело, один дух, нужно оставить прежние связи, стать единой плотью и познать друг друга. Вот почему развод является таким разрушительным бедствием. В результате развода остаются не две личности, а две половинки одной.
В Новом Завете Дух Святой употребляет тайну возникновения одной плоти, исходя из половой связи, как пишется в книге Бытия, для того, чтобы изобразить картину еще более глубокой тайны — взаимоотношения между Иисусом Христом и Его невестой, т.е. Церковью. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:31-32).
Брак — глубокие, нежные, чистые, интимные и любовные взаимоотношения — был с самого начала предопределен Богом по образу взаимоотношений Христа и Его церкви. Это и есть основание для любви, которую вы можете иметь в своем личном браке. И на этом основании вы можете безопасно строить свою жизнь.
Продолжение следует..