Думаю, что многие верующие слышали о пуританах, которые являлись английскими протестантами XVI—XVII веков, не признававшие авторитета господствующей церкви. Мария I Кровавая (1553—1558), по причине жестоких гонений, устроенных на пуритан, вынудила их бежать из Англии в континентальную Европу. Но после смерти Марии I они снова вернулись на родину. Пуритане были уверены, что наивысшей формой оскорбления Бога является пренебрежение Его написанным Словом. А наивысшей формы почтения к Богу — достойное отношение к Писанию, изучение Писания и жизнь по Писанию. В этом вопросе пуритане были правы. Если вы решились оскорблять Бога — прекратите изучать Писание. Но если вы желаете почитать Бога, Который достоит того, – относитесь к Писанию, как драгоценному бриллианту, закованному в золотом колечке. Но отношение к Писанию это еще не все. Нужно определиться с подходом к его изучению.
Если человек приобрел автомобиль, важно этот автомобиль правильно использовать, так как неумелое пользование подобной техникой может привести к трагедии. Так же дело обстоит и с подходами к интерпретации библейского текста.
В данной статье мы кратко рассмотрим всего лишь некоторые из множества ложных подходов к толкованию Слова Божьего, а также коснемся здравого подхода интерпретации Библии, который имеет свое основание в Писании.
Подходы к толкованию Библии
Неадекватные подходы
Неадекватные подходы к толкованию Библии, напоминают старые, покосившиеся от времени деревенские избы. Их можно было бы оставить, но, к сожалению многие не понимают, а иногда и не хотят понимать, что за пределами старой деревни построен город с крепкими просторными квартирами. Но, давайте вначале заглянем в старые закопченные налетом ереси, избы, которые в своих стенах кроме инфекционных болезней ничего не таят.
Супранатуралистический (сверхъестественный) подход
Первая изба, в которой ютятся толкователи, использующие ложные подходы к толкованию Писания, называется супранатурализм. Супранатурализм (от super, сверх, и natura, природа) — утверждает, что истины веры сверхразумные, а задачей толкователя является обнаружение тайного, сокрытого от постороннего взгляда, смысла Писания.
По этой причине последователи данного подхода, используют Библию как некую магическую книгу. Они уверены, что супранатуралистический подход к толкованию Писания – решение проблемы. Этот подход по их мнению, помогает не только понимать библейские истины, но и указывает на Божьи директивы в личной жизни. Сюда можно было бы отнести древние и современные раввинистические подходы к толкованию Писания, такие как принцип гематрии, нотарикон, атбаш, мидраш, еврейский аллегоризм и так далее, но размеры статьи не позволяют этого сделать.
Приведем всего лишь один пример того, как толкуют Библию жители супранатуралистической избы. Одна молодая пара, проживавшая в горной области и имевшая желание служить в качестве миссионеров, однажды прочитала такую фразу: «Полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу» (Вт. 2:3). Они приняли это как указание Господа на то, что нужно куда-то ехать. После этого читают другой текст: «На закон Его будут уповать острова» (Ис. 42:4). Все понятно, Слово Божие направляет нас миссионерами на какой-то остров.
Но подобный подход к изучению Писания не является здравым, которым мы могли бы пользоваться, изучая Слово Божье, иначе можно прочитать и такие тексты: «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился…» (2Цар.17:23).
Натуралистический (естественный) подход
В другой избе нашли пристанище жители, которые адаптировали подход к толкованию Писания, называемый натуралистическим. Подобные толкователи не видят ничего сверхъестественного в Библии. Эти «богословы» делятся на определенные подвиды, на два из которых мы обратим внимание.
Рационализм
Первые из этой группы — рационалисты (лат. rationalis — разумный), которые примыкают к философскому направлению, признающему разум основой познания и конечным авторитетом. По этой причине, как они полагают, все, что не согласуется с разумом, не может быть истинным.
Рационалисты не верят в чудеса, их смущают так называемые противоречия в Библии, они не верят в то, что Бог может давать повеление уничтожать народы, так как, по их мнению, это не соответствует характеру Бога. Например, рационалисты отвергают историю о переходе евреев через Чермное море. Такого быть не может. Народ просто перешел через болотистую местность. Пророк Даниил не мог написать того, что мы читаем в книге Данила, потому что предсказать будущее невозможно. А Христос не кормил 5000 человек хлебами. Он всего лишь мотивировал людей поделиться продуктами, которые те захватили из дому.
Для рационалистов все просто – никаких чудес, никаких предсказаний Писания о будущем, никаких уничтожений хананеев, аммореев и прочих народов. Бог такого повелеть не мог. Все, что принимает наш разум – толкуем. То, что он не принимает – отвергаем.
Культурный релятивизм
Вторая группа жителей данной избы использует подход к толкованию Писания с позиции культурного релятивизма, который является направлением в этнографии, признающим все культуры равными, имеющими свои уникальные системы ценностей.
Подобные толкователи считают, что библейские утверждения культурно обусловлены. Они авторитетны только для слушателей и читателей, которым непосредственно предназначались. Для людей, живущих в другой культуре, они могут совсем не подходить.
Например, то, что писал Павел женщинам своего времени: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу» (Еф. 5:22), может не иметь значения для таких толкователей, так как это не играет никакой роли в наше время. Это в первом веке жены должны были повиноваться своим мужьям. Сейчас же все изменилось, так как мы живем в совершенно другом культурном контексте. У нас все не так, как было при Павле. В наше время женщины стали католическими епископами, раввинами, пасторами и прочее. Какое подчинение мужьям?
Так что «богословы» и «экзегеты» во мраке своей избы, через окна которой свет не проникает, имеют свой подход к толкованию Писания. Они смотрят на Библию через призмы культурно-релятивистических линз.
Библейский подход к толкованию Писания
В данной части статьи мы, выбравшись из темных, пошатнувшихся от старости герменевтических изб, войдем в светлую горницу слова Божьего и взглянем на библейский подход к толкованию Писания.
Роль Святого Духа в толковании Писания
Первое на что хотелось бы обратить внимание, так это роль Святого Духа в толковании Слова Божьего. Одна из Его функций состоит в том, чтобы проливать свет на страницы Писания и делать ясными неясные тексты. Иисус Христос учил: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанн 14:26).
Апостол Петр пишет в отношении некоторых особенностей посланий Апостола Павла: «Как он (Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:16).
Из этого текста становится ясно, что в Писании существуют неудобовразумительные тексты, которые без просвещения Духа Святого невозможно понять. Когда ночь набрасывает темное покрывало на деревья, цветы и крыши домов, обычно люди включают свет, чтобы видеть. Поэтому, когда вы изучаете Библию, включите свет. Не работайте впотьмах. Дайте Духу Святому возможность открывать истины Слова Божьего. Это и есть первая составная библейского подхода к исследованию Писания.
Но нужно учесть, что:
— Дух Святой не будет учить тому, что противоречит Слову Божьему
— Дух Святой не привносит новую истину в Писание.
— Дух Святой не замещает герменевтику
По этой причине важно не игнорировать и вторую составную подхода к исследованию Слова Божьего – использование герменевтики и экзегетики (правил интерпретации текста).
Герменевтика и экзегетика
Необходимо, чтобы была некоторая форма грамотности в подходе к толкованию Писания. А это означает, что исследователи Слова Божьего должны не только полагаться на работу Духа Святого, но и иметь определенные навыки в использовании герменевтики и экзегетики. Дух Святой не все открывает, например, что такое динарий. Для того, чтобы понять, что один динарий равнялся суточному жалованию римского солдата, нужно сделать экзегетику.
Христос использовал экзегетику и герменевтику: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял (гр. διερμήνευσεν) им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).
Термин «герменевтика» на древнегреческом — (ἑρμηνευτική) обозначает — «искусство толкования». А задачей герменевтики является правильное и точное понимание основного значения, заложенном в Писании и истолковании для современной аудитории.
Экзегетика это умелое применение принципов герменевтики к библейскому тексту на языках оригинала с пониманием того, что имел в виду автор этого текста.
Данная статья не позволяет дать достаточно информации о том, что представляют собой эти науки, но хотелось бы указать, что без них невозможно понимать в достаточной мере Слово Божье.
Апостол Павел просит Тимофея верно преподавать (гр. ортотомео), что значит «прямо рассекать» или «точно передавать» Слово Божье (2 Тим. 2:15). Во 2 Кор. 2:17 Павел утверждает, что он не поступает подобно многим, которые «повреждают» Слово Божье. Здесь употребляется греческое слово капелеуо, что значит «навязывать товар покупателю». В данном тексте можно увидеть намек на людей, которые прибегали к лукавым приемам в торговле, из-за чего это слово приобрело значение «повреждать».
Для того, чтобы не повреждать текст и передавать его верно, необходимо быть прилежным исследователем Писания, уповая на помощь Святого Духа и применяя здравую герменевтику. Такой подход «раскалывают» библейские тексты.
Помню, как один пастор рассказывал, как он и другие молодые и сильные люди кололи камни для закладки фундамента будущего молитвенного дома. Было потрачено много сил молодыми людьми, но огромные камни не поддавались. За этим всем наблюдал пожилой брат. Он, видя тщетность усилий молодежи, подошел к ним и произнес: «Дайте мне место». Потом взял маленький молоток, обошел камень, нанес легкий удар и камень раскололся. У опытного брата был профессиональный подход к камням. Он знал, как это делается.
Для того, чтобы подобное происходило с библейским текстом, чтобы «камни» кололись, нужен библейский подход: дать Духу Святому возможность пролить свет на страницы Писания и использовать здравую герменевтику и экзегетику.
Чтение и изучение Священного Писания дает смертному человеку уникальную возможность — приоткрыть ширму Божьего Слова и увидеть бессмертного Бога, Его небесный и земной мир со всеми тайнами, скрытыми от человека, пренебрегающего Словом Божиим. В связи с этим хотелось бы задать читателю два вопроса:
— Знаете ли вы, что вы проводите 26 лет своей жизни во сне, а 11 лет, сидя у телевизора?
-Сколько времени вы проводите, изучая Библию?
«Любимый цветок, — как сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери, — это в первую очередь отказ от всех остальных цветов». Если Библия ваша любимая книга, откажитесь от всего, что мешает вам посвятить больше времени для изучения этой Книги.
Советы:
— Очень важно иметь в каждой церкви служение, связанное с изучением Библии.
— Встречи для изучения Библии, могут проходить как в церкви, так и по домам в малых группах. Дни, время, что изучать и так далее зависит от решения поместной церкви или руководителей групп по изучению Библии.
— Важно чтобы руководитель по изучению Библии был человеком, открытым для работы Святого Духа, любящим Бога и Писание, а также способным научить других (2Тим.2:2).
— Чтобы быть успешным в толковании Писания, нужно много учиться (1Тим.4:16).
— Чтобы знать, как использовать принципы герменевтики и экзегетики в сфере толкования Писания, нужно читать хорошие книги по данному предмету (1Тим.4:13; 2Тим.4:13).
Рекомендации по чтению книг, которые могут помочь в изучении Библии:
Для всех верующих:
— Xовард Дж. Хендрикс, Уильям Д. Хендрикс «Жить по книге»
Для руководителей групп по изучению Библии:
— Xовард Дж. Хендрикс, Уильям Д. Хендрикс «Жить по книге»
— Гордон Фи «Экзегетика Нового Завета»
— Гордон Фи «Как читать Библию и видеть всю ее ценность»
— Дуглас Стюард «Экзегетика Ветхого Завета»
Олег Короткий
Израиль, Ашкелон, 2016