Ветхий Завет говорит

Глава 3 ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ

Введение

Между смертью Иосифа и пробуждением народного сознания при Моисее прошло несколько спокойных столетий. Однако священная история получает новое и удивительное развитие в момент уникального перехода израильтян, бывших рабами у фараона, к положению независимого, Богом избранного народа. Менее чем в течение одной человеческой жизни они чудесным образом избавляются от самого могучего в те времена властелина, получают откровение от Бога, осознают себя как народ Божьего завета и принимают свод законов, который готовит их к поселению на земле, обещанной патриархам. Неудивительно, что это необычайное событие пересказывалось и переживалось ими из года в год во время празднования Пасхи. Снова и снова пророки и псалмопевцы говорили об избавлении Израиля из Египта как о самом значительном чуде в истории народа.

Это избавление было настолько многозначительным, и связь Бога с Израилем в это время была настолько жизненно важной для будущих поколений, что четыре пятых Пятикнижия, или более шестой части всего Ветхого Завета, посвящено этому короткому периоду в истории Израиля. После египетского рабства, которому посвящаются короткие вступительные главы, события четырех книг — Исхода, Левита, Чисел и Второзакония — охватывают менее чем пятидесятилетний период. Весь материал можно сжато выразить в следующем плане:

От Египта до горы Синай            Исх. 1—18

Стан у подножия горы Синай     Исх. 19 — Чис. 10

Странствия в пустыне                 Чис. 10—21

Стан перед входом в Ханаан       Чис. 22 — Втор. 34

Обзор исторических событий периода Исхода

Введение

Между теми богословами, которые принимают историчность рабства Израиля в Египте, нет разногласий в том, что исход произошел в эпоху Нового царства. Поскольку заключительные главы книги Бытия уже говорят о переселении Израиля в Гесем, современные этому периоду события в Египте играют первостепенную роль.

Нашествие гиксов

После могучей XII династии Среднего царства в Египте (около 1790 г. до Р. X.) правили последовательно две слабые династии, которые привели режим к краху. Семитские завоеватели из Азии, известные под названием гиксов (в их распоряжении были кони и колесницы, о которых египтяне еще не знали), завладели Египтом около 1700 года до Р. X. Об этих людях мало что известно, но Мането приписывает этим иностранным правителям XV и XVI династии, которые правили Нижним Египтом приблизительно полтора века. В течение этого времени фиванские соперники научились и стали использовать конницу и колесницы в сражениях и при фараоне Яхмосе I (Амазисе) из XVII династии смогли прогнать гиксов из своей страны (1550 г. до Р. X.). Это открыло возможность создания новой могущественной правящей династии, положившей начало Новому царству. Понятно, что египтяне не оставили письменных памятников о великом унижении, которому они подвергались со стороны вождей гиксов. Поэтому наши познания об этом периоде весьма ограниченны.

Новое царство (около 1546 — 1085 гг. до Р. X.)

В этот период в Египте правили три династии. Под властью первых трех правителей XVIII династии, Аменхотепа I и Тутмосов I и II (около 1550—1500 гг. до Р. X.), Египет прочно утвердился как империя. Хотя Тутмос III правил с 1504 года до Р. X., но первые 22 года его правления власть в свои руки полностью захватила царица Хатшепсут. Благодаря своему властному и блестящему руководству она получила признание как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Одним из выдающихся сооружений ее царствования был белый храм из известняка. Эта усыпальница была построена в виде ряда террас с колоннадами на фоне внушительного утеса Деирэль-Бахри. Один из двух великих обелисков ее времени (содержащий 136 м3 гранита и достигающий почти 33 м в высоту) все еще стоит в Карнаке.

Тутмос III, честолюбие которого в течение ряда лет страдало от популярности царицы Хатшепсут, после ее смерти получил возможность безраздельного владычества. Он утвердил абсолютную власть в Египте, зарекомендовав себя величайшим военачальником во всей египетской истории. За 18 кампаний он распространил власть своей державы до Евфрата, ведя войска через Палестину или добираясь на кораблях по Средиземному морю до побережья Финикии. Как военачальника и создателя империи его часто сравнивают с Александром Македонским и Наполеоном. Так как эти походы совершались летом, зимой он обычно осуществлял грандиозные строительные проекты, украшая и расширяя великий храм в Карнаке, воздвигнутый в честь фиванского божества солнца Амона в период Среднего царства. Возвеличение Амона фиванского и отождествление его с общеегипетским богом солнца Ра под именем Амон-Ра было следствием изгнания гиксов из страны именно фиванцами. Тутмос III воздвигал также обелиски в честь своих побед. Сегодня их можно видеть в Лондоне, Нью-Йорке, Латеране и Стамбуле.

Тутмоса III сменил Аменхотеп (Аменофис) II (1450— 1425). После него с 1425 по 1417 год до Р. X. правил Тутмос IV, который раскопал в Гизе сфинкса, занесенного песком за десять столетий. При нем был заключен мир с царством Митанни, и Тутмос IV скрепил его браком с митан-нийской принцессой. После Аменхотепа (Аменофиса) III (1417-1379) воцарился Аменхотеп IV — или Ахенатон (Эх-натон) — (1379-1362), прославившийся в истории больше всего влиянием, которое он оказал на религию. Весьма вероятно, что фараонов все более и более раздражало возрастающее усиление жрецов Амона в Фивах. При Аменхотепе III два фиванских жреца занимали ключевые посты в правительстве — первого министра и министра финансов. Тутмос IV до этого выводил происхождение своего царского рода от древнего божества солнца Ра, а не Амона, но Аменхотеп IV пошел дальше и попытался свергнуть гнетущую власть фиванских жрецов. Он начал поклоняться Атону, символом которого был солнечный диск. Построив своему новому богу храм в Фивах, когда он еще правил вместе со своим отцом, он провозгласил себя первым жрецом Атона. Не довольствуясь воздвижением храмов в различных городах империи, он избрал новое место — Амарну (Тель-эль-Амарна, или, как ее назвал Эхнатон, Ахетатон — «Небосклон солнца»). Там, по его замыслу, должно было обитать его божество. Из этой столицы, расположенной приблизительно на полпути между Фивами и Мемфисом, он объявил поклонение Атону государственной религией. Вскоре он повсюду убеждал всех подданных служить только этому богу. Он был настолько поглощен почитанием Атона, что ни он сам, ни его соратники совершенно не замечали просьб о помощи из разных концов царства. Архивы Амарны, найденные в 1887 году от Р.Х., свидетельствуют об этом(1 Большая часть этих писем была написана на аккадском языке хананейскими писцами в Палестине, Финикии и Южной Сирии и была адресована Аменхотепу III и Ахенатону). Когда Ахенатон умер, новая столица была заброшена. Его зять Тутанхамон закрепил свою власть, отвергнув Атона, и восстановил поклонение прежнему божеству Фив. Даже свое имя Тутанхатон он заменил на Тутанхамон, переменив в нем имя бога. Гробница Тутанхамона, обнаруженная в 1922 году от Р. X., дала богатые сведения о его поклонении Амону. Его вдова Анхесанамон (дочь Эхнатона и митаннийской принцессы Нефертити) пыталась сохранить власть посредством брака с сыном хеттского царя. Хетты накануне разбили армию Митанни, но все же были индоевропейцами, близкими им по языку. Однако хеттский жених был перехвачен по пути в Египет и убит. Египетский трон на короткое время захватил царедворец Эйе. В 1348 году до Р. XXVIII династия подошла к концу.

Два самых великих царя в следующей династии, которая просуществовала до 1200 года до Р. X., были Сети I (1318-1304) и Рамсес II «Великий» (1304-1237). Первый начал завоевывать азиатскую часть империи, которая была потеряна при Ахен-Атоне, в основном Палестину. В Египте появились пленные из Сирии и Ханаана. Возможно, это повлияло на ухудшение отношения к потомкам патриархов, живших тогда в Египте. Сети I также перевел столицу в Восточную Дельту. Его сын Рамсес II сделал довольно успешную попытку захватить Сирию, но эта попытка окончилась мирным договором с хеттским царем, который закрепил соглашение, отдав свою дочь в жены Рамсесу П. Это — самый ранний договор о ненападении между двумя странами, известный по сей день. По завершении военных дел Рамсес принялся за осуществление грандиозных строительных проектов. Он воздвиг колоссальные постройки в Карнаке, Луксоре, Рамсейоне (Рамсезеуме — со своей гигантской статуей), в Абидосе и Мемфисе. Не исключено, что его титул «Великий» возник под впечатлением удивительного храма в Абу-Симбеле, высеченного в естественной скале у Нила и украшенного четырьмя двадцатиметровыми сидячими изваяниями самого Рамсеса П. Кроме того, тщеславный фараон приказывал выбивать свое имя на всех значительных сооружениях, построенных его предшественниками. В придачу к строительным работам в Фивах и в ее окрестностях Рамсес II также украсил Танис, столицу Дельты. Это — Аварис (Хетварт, а в Библии — Цоан в Пс. 77:12), который в течение столетий был резиденцией правителей гиксов. Рамсес назвал его Пер-Раамсес («Дом Рамсеса»). Там же, в земле Ге-сем, он построил руками рабов, пленных и израильтян Пи-Атум и Суккот (в Библии — Питом и Сокхоф).После Рамсеса II последние цари XIX династии и краткосрочной XX династии боролись за сохранение своего царства. По мере того как центральная власть теряла силу, местные жрецы Амона окрепли настолько, что около 1085 года до Р. X. основали XXI династию. Некоторые историки отождествляют фараона Шешонка I из этой династии с библейским Сусаки-мом, завоевавшим Иерусалим и ограбившим храм Соломона (3 Цар. 14:25-26). Однако со времени Рамсеса Великого Египет уже никогда в достаточной мере не оправился от последовавшего упадка и не восстановил свою славу мировой державы.

Религиозные верования Египта

Египет был страной, где поклонялись многим богам. Поскольку в основании его религии были местные божества, со временем во всей стране их оказалось весьма много. Божества природы часто были представлены изваяниями птиц или животных. Постепенно космические божества, олицетворявшие силы природы, были превознесены выше местных божеств и теоретически считались народными или всемирными божествами. Их было такое множество, что их начали делить на группы из «триад» и «эннеад» (из «троек» и «девяток», магических чисел богов, связанных между собой или родством, или особенными отношениями, или функциями).

Храмов тоже было великое множество по всему Египту. Когда для каждого божества были сооружены обиталища или храмы, появились жрецы, жертвоприношения, праздники, обряды и церемонии для поклонения. В ответ на эти заботы о божествах люди ожидали от богов благотворительности. Плодородие земли и скота, победы и поражения, затопление долины Нила — фактически все, что имело отношение к благосостоянию в этой жизни, приписывалось какому-нибудь божеству.

Всенародное предпочтение, отдаваемое какому-либо божеству, имело прямую связь с политикой. Бог-сокол Гор поднялся от местного до государственного божества при фараоне Мине (Менесе), объединившем Нижний и Верхний Египет на заре египетской истории. Когда V династия покровительствовала божеству солнца города Гелиополиса (библейский Илиополь — «Город солнца»), это божество (Ра) сделалось главой египетского пантеона. Самым близким к всенародному признанию был бог Амон во время Среднего и Нового царств. Великолепные храмы вблизи Карнака и Луксора, в районе Фив, все еще свидетельствуют о поддержке этого бога царской властью. Во время XVIII династии культ Амона с его фиванскими жрецами сделался настолько сильным, что вызов его могуществу со стороны фараона Ахенатона был успешно подавлен, едва «фараон-еретик» умер. Несмотря на выдвижение некоторых общенародных богов, никогда не было так, чтобы все они в равной мере принимались всем населением Египта. Для египетского крестьянина его местное божество было самым важным.

Египтяне верили в загробную жизнь. Безупречное поведение здесь, на земле, обеспечивало бессмертие в вечности. Этим объясняются погребения фараонов в пирамидах или других гробницах вместе с запасами пищи, питья и роскошных предметов обихода для будущей жизни. В более ранние времена убивали даже рабов и слуг и клали рядом с телом их господина. Подобно Осирису, божественному символу бессмертия, египтяне надеялись после смерти предстать перед судом загробного мира, который найдет их морально достойными, чтобы наследовать вечное блаженство.

Крайняя терпимость в египетской религии была причиной бесконечного пополнения ее пантеона и постоянного признания всех богов. Никого никогда не смещали. Если уж даже современному студенту трудно провести логический анализ множества разрозненных элементов этой религии, вряд ли он был проделан и самими египтянами. При всякой попытке связать этот сонм божеств с соответствующими культами и ритуалами возникает путаница. Невозможно также объяснить бесчисленное множество мифов и верований.

Время исхода

Представляется бесспорным, что израильтяне покинули страну рабства во второй половине второго тысячелетия до Р. X. Подавляющее большинство ученых называют дату исхода в пределах периода продолжительностью в два с половиной века (1450-1200 гг.). Поскольку никакие факты, упомянутые в книге Исход, не могут быть однозначно соотнесены с известными фактами истории Египта, абсолютное датирование требует дальнейшего уточнения.

В отношении более точной даты периода Моисея заслуживают более внимательного исследования два рода источников: археологические и библейские. Пока что ни один не дал ответа, который бы заслужил единогласную поддержку ученых, изучающих Ветхий Завет.

Падение Иерихона, которое произошло полвека спустя после исхода, все еще не может быть однозначно датировано по археологическим данным; различные датировки отличаются на два века (1400-1200 гг.). Недавние раскопки снова заставили изучать предыдущие находки и пересматривать первоначальные выводы. Гарстанг, который раскопал Иерихон (1930-1936 гг.), утверждал, что вторжение Иисуса Навина следует датировать 1400 годом до Р. X. Мисс Катлин Кеньон придерживается взгляда, что находки, на которых это датирование основано, относятся к раннему бронзовому веку (третье тысячелетие) и что почти ничего не остается от столетий, которыми датируется вторжение израильтян в Ханаан (1500-1200 гг.). В результате она утверждает, что ее недавние раскопки (1952-1956 гг.) не проливают никакого света на разрушение Иерихона Иисусом Навином. Между тем как Гарстанг датировал последние гончарные изделия бронзового века не позднее 1385 года до Р. X., Кеньон предпочитает более позднюю дату — около 1350-1325 годов до Р. X.( 1 Недавно Дж. Дж. Бимсон предложил реконструированную хронологию, датирующую исход первой половиной XV века, во время правления Тутмоса III) Поскольку это самый поздний период бронзового века, она датирует разрушение Иерихона израильтянами третьей четвертью XIV века до Р. X. Олбрайт, Винсент, де Во и Роули как дате падения Иерихона при Иисусе Навине отдают предпочтение второй половине XIII века(1   Винсент и де Во предлагают 1200-1250 гг. до Р. X.).

Исследования гончарных изделий, найденных на поверхности земли в Арабе и ТрансИордании, показали, что ни Моавитское, ни Аммонитское, ни Идумейское царства не были основаны до XIII века. Это еще не подтвердилось обширными раскопками, так что гончарное датирование этого района подвергнется дальнейшему хронологическому уточнению(2  Так обстояло дело с хронологией по гончарным изделиям в Палестине.). Имеется сравнительно мало сведений об условиях жизни народов, с которыми встретились израильтяне на своем пути в Ханаан. Хотя Глюк не обнаружил никаких свидетельств поселений в районе Трансиордании в период, предшествующий XIII веку, возможно, народ здесь жил в шатрах и поэтому не оставил никаких следов(3  Дуайт Уэйн Янг из Брандэйзского университета утверждает, что так обстояло дело с мадианитянами в дни Гедеона, Суд. 6-7).

Даже опознание Питома и Раамсеса не дало окончательного источника для датирования исхода израильтян из Египта(4  Название Пер-Раамсес вошло в употребление при XIX династии как название места, которое до этого называлось Аварис. Начиная с XXII династии и позже оно называлось Танис. Употребление его в Быт. 47:11 и Исх. 1:11 может означать модернизированное название в древнееврейском тексте). Эти города могли быть построены израильтянами, а потом перестроены и переименованы Рамсесом во время его царствования. Следовательно, археологическое свидетельство, которое в настоящее время подвергается различным истолкованиям, не дает окончательных данных для точного датирования исхода.

Библейское повествование дает ограниченные сведения, на основании которых трудно с уверенностью датировать пребывание Израиля в египетском рабстве. Только одна хронологическая ссылка определенно связывает период Соломона(5  Приемлемые даты конца царства Соломона варьируются теперь в пределах десяти лет), который прочно установлен и датирован, с исходом израильтян из Египта. Предположение, что 480 лет, отмеченные в 3 Цар. 6:1, служат основанием для точного датирования, согласуется с датой исхода приблизительно 1450 год до Р.Х.( 1  Согласно Тиле, Соломон начал строить храм в 967 г. до Р. X. По этому расчету датой исхода является 967 плюс 480, или приблизительно 1447 г. до Р. X. Пользуясь округленными цифрами и уделив 25, а не 40 лет одному поколению, Райт снижает 480 приблизительно до 300 лет, датируя исход периодом после 1300 г. до Р. X) Хотя другие упоминания(2  Ср. Суд. 11:26 с Деян. 13:19; несомненно, цифра в Деяниях является округленной. Время, которое ушло на периоды Моисея, Иисуса Навина, судей, Саула и Давида, указывает на более долгий период, чем предлагаемая более поздняя дата исхода.) и описания имевших тогда место событий указывают на долгий период между избавлением из Египта и периодом царств в Израиле, ни одно из библейских мест, говорящих об этом, не дает основания для точного датирования.

Более многочисленны библейские исчисления, отождествляющие период, предшествовавший исходу. Несмотря на то что проблемы интерпретации еще не разрешены, создается впечатление, что израильтяне провели в Египте несколько столетий(3  Ср. Исх. 12:40,41 (в древнееврейском тексте 430, в Септуагинте 215). Быт. 15:13 и Гал. 3:17 упоминают 400 лет. Это, по-видимому, округленные цифры и оставляют продолжительность этого периода под вопросом. Начался ли этот период Авраамом, рождением Исаака или переселением Иакова и его сыновей в Египет? Предание раввинов говорит о четырех веках от рождения Исаака.). Генеалогические данные могут привести к мысли о сравнительно коротком периоде времени между Иосифом и Моисеем, но использование генеалогии в качестве основания для вычисления приблизительного времени все еще остается под вопросом. Генеалогии часто имеют большие лакуны (пробелы), что делает их непригодными для составления хронологии(Например, в Мф. 1, где несколько известных царей выпущены). Рост количества израильтян от семидесяти до великого множества душ, которое стало угрозой для египетской власти, говорит в пользу того, что Израиль провел в земле Нила несколько столетий.

Библейские родословия подразумевают более долгие хронологии до и после исхода. На этом основании разумно предположить, что приблизительно 1450 год до Р. X. был датой исхода, и поместить время переселения Иакова и его сыновей в эпоху расцвета правления гиксов в Египте.

Библейское повествование

Введение

Драматическое избавление Израиля от египетских уз ярко изложено в книге Исход 1:1—19:2. Начиная с короткого упоминания об Иосифе и о бедствиях Израиля в Египте, исторические события сосредотачиваются на Моисее и достигают кульминации к моменту избавления Израиля. Это повествование разделяется следующим образом:

IИзраиль избавлен от рабства                      1:1—13:19

Условия в Египте                                                   1:1-12

Моисей — рождение, образование и призыв 2:1-4.31

Состязание с фараоном                                       5:1—11:10

Пасха                                                               12:1-13:19

II. От Египта до горы Синай                            13:20—19:2

Божественное избавление                              13:20-15:21

Путь к остановке у Синая                                15:22-19:2

Гнет фараона

В дни Иосифа заинтересованные в скотоводстве израильтяне получили землю в самой плодородной части долины Нила. Завоеватели-гиксы, тоже скотоводы, вероятно, были расположены к израильтянам. После изгнания гиксов египетские правители захватили всю власть в свои руки, и со временем началось угнетение израильтян. Новый фараон, не знакомый с Иосифом, не имел личной заинтересованности в израильтянах, а стал проводить по отношению к ним политику, которая должна была ослабить израильтян и уменьшить угрозу их возможного восстания. Вследствие этого избранный народ подвергался насилию и тяжкому труду при постройке городов Питома и Раамсеса (Исх. 1:11). По царскому указу египтяне должны были топить всех новорожденных израильтян мужского пола. Планом фараона было противостоять Божьему благословению Израиля, выраженному в его размножении и обогащении (Исх. 1:15-22). Спустя годы, когда Моисей бросил вызов могуществу фараона, гнет усилился: начали отбирать солому у израильских рабочих, которые использовали ее при изготовлении кирпича (Исх. 5:1-21).

Подготовка вождя

Моисей родился в опасные времена. Его усыновила дочь фараона и дала ему образование в самом передовом центре цивилизации. Хотя книга Исход не упоминает этого, Стефан в своей речи перед Синедрионом говорит, что Моисей был научен всей мудрости египетской (Деян. 7:22). Во время Нового царства при египетском дворе существовали широкие возможности для образования и воспитания престолонаследников подвластных царств. Хотя их держали как заложников, чтобы обеспечить уплату дани, обращение с ними в этой княжеской тюрьме было вполне приличным. Если властитель отдаленной провинции умирал, его сын, приобщившийся к египетской культуре, назначался на престол в надежде, что он будет верным вассалом фараона. Весьма вероятно, что Моисей получил египетское образование вместе с царскими наследниками из Сирии и других стран.

Отважная попытка Моисея помочь своему народу окончилась неудачей. Страшась мести фараона, он бежал в Мадиам, где провел последующие сорок лет. Здесь он был радушно принят в доме Рагуила, мадиамского священника, известного также под именем Иофора(По-древнееврейски произносится Реуэль (Исх. 2:18), а по-гречески Регуэль (Чис. 10:29). В других местах книги Исход его называют Иофором. В русском переводе этих разночтений нет, в обоих приведенных местах — Рагуил). Через некоторое время Моисей женился на дочери Рагуила Сепфоре и стал пастухом в мадиамской пустыне. Опыт пастуха в районе Акабского залива помог Моисею хорошо познакомиться с этой местностью. Он не предполагал, что этот опыт, давший прекрасную подготовку, пригодится ему много лет спустя, когда он поведет Израиль по этой пустыне.

Призвание Моисея Богом поистине многозначительно в свете его образования и подготовки (Исх. 3—4). При дворе фараона он понял, что ему придется бороться с властью. Не без причины он не решался просить об избавлении Израиля. Бог заверил Моисея в Своей помощи и подкрепил это тремя чудесами, которые должны были подтвердить перед израильтянами его полномочия от Бога: жезлом, который стал змеем, прокаженной рукой и водой, обратившейся в кровь. Это положило достаточно прочное основание для веры израильтян в призвание Моисея Богом их отцов. Получив заверение, что Аарон будет говорить от его имени, Моисей подчинился Божьему призыву и возвратился в Египет.

Состязание с фараоном

В период Нового царства фараоны обладали непревзойденным среди современных народов могуществом. Их владычество по временам простиралось до Евфрата. Появление Моисея во дворце фараона с требованием отпустить народ Израиля бросало вызов этому могуществу.

Казни, происшедшие в весьма короткий период времени, показали могущество израильского Бога не только фараону и египтянам, но и самим израильтянам. С самого начала фараон отвечал возмущением, которое выражено в его вопросе: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх. 5:2). Ему представилась возможность согласиться с Божьей волей, но фараон воспротивился, ожесточая свое сердце во время этих событий. Три древнееврейских слова, говорящих об этом поведении фараона (что видно из десяти повторений в Исх. 7:13—13:15), дают понять, что это ожесточение усугубилось. [В русском синодальном переводе употребляется, в основном, слово «ожесточил», только в 9:34 — «отягчил сердце свое», а в 13:15 — «упорствовал». — Прим. пе-рев.] Бог сохранял фараону жизнь и предоставлял полную свободу препятствовать Божьим намерениям (Исх. 9:16). Именно в этом смысле нужно понимать слова о том, что Бог ожесточил сердце фараона, как сказано в четырех пророческих выражениях (Исх. 4:21; 7:3; 14:4 и 14:17), а также и в самом повествовании (9:12; 10:20; 11:10). Целью казней, как ясно из Исх. 9:16, было явление перед фараоном Божьей силы в защиту Израиля. Всемогущий бросил вызов владыке Египта.

Насколько сильно повлияли казни на египтян, вполне ясно не говорится. Последняя казнь должна была совершить суд над всеми божествами Египта (Исх. 12:12). Неспособность фараона и его соратников противостоять этим казням продемонстрировала перед египтянами превосходство израильского Бога над теми богами, которым поклонялись они. Это заставило некоторых египтян признать Бога Израиля (Исх. 9:20).

Израиль тоже осознал Божественное вмешательство. Пробыв в рабстве несколько поколений, израильтяне не видели проявления Божьей силы до сих пор. Каждая новая казнь была все более сильным проявлением сверхъестественного могущества, так что при умерщвлении первородных израильтяне поняли, что их избавляет Всемогущий.

Казни лучше всего объясняются как проявление Божьей силы через природные явления. Ни естественные, ни сверхъестественные элементы не должны быть исключены. Все казни включали хорошо известные египтянам элементы, как то: жаб, насекомых и наводнение Нила. Но усиление естественных явлений, точное предсказание начала и конца казней, равно как и исключение из них израильтян, должно было бы заставить естествоиспытателя признать элемент сверхъестественного.

Пасха

Перед совершением последней казни Моисей дал израильтянам определенные указания (Исх. 12:1-51). Смерть первородных не коснулась тех, кто исполнил требования Бога.

Годовалый агнец или козленок без пятна и порока был отделен в десятый день месяца авива. Под вечер 14-го дня животные были заколоты, и их кровью были помазаны косяки и перекладины дверей в каждом доме. Закончив приготовления к пути, израильтяне ели пасхальную вечерю, которая состояла из мяса, пресного хлеба и горьких трав. Они покинули Египет немедленно после того, как все первородные в каждом египетском доме были поражены.

Для Израиля исход из Египта был самым важным событием в Ветхом Завете. Когда фараон убедился, что все первородные во всех египетских домах убиты, он предпочел отпустить израильтян. Соблюдение праздника Пасхи из года в год служило напоминанием, что Бог освободил израильтян от рабства. Месяц авив, позже известный как нисан, с тех пор отмечал начало их религиозного года.

Путь к горе Синай

Путешествие Израиля в Ханаан через Синайский полуостров было назначено Богом. Несомненно, более прямая дорога, проложенная военными и торговыми караванами, привела бы их в обетованную землю через две недели. Но для неорганизованного множества освобожденных рабов синайский обход имел не только военное преимущество, но давал ему также время и возможность организоваться.

Новые археологические открытия и лучшие знания топографии рассеяли прежние сомнения в историчности этого южного пути(Олбрайт указывает, что египтолог Алан Гарднер, который отвергал историчность пути в книге Исход, отказался от своих возражений в 1933 г), хотя некоторые географические места еще точно не опознаны. Неточные значения названий таких мест, как Сокхоф, Ефам, Пи-Гахироф, Мигдол и Ваал-Цефон, допускают различные теории относительно точного направления пути(Сокхоф означает «кущи» и встречается несколько раз как название местности (правда, в Ханаане — Быт. 33:17, где Иаков сделал шалаши, кущи; Сокхоф в Египте все еще вызывает полемику). Ефам относится к «стене» или «валу»; Пи-Гахироф означает «дом болот»; Мигдол означает «крепость».). Горькие озера могли быть связаны с Суэцким заливом, так что этот болотистый пролив мог быть «Тростниковым морем» (Ям-суф). Весьма вероятно, что у египтян был ряд укреплений, в какой-то мере подобных Суэцкому каналу, для защиты от азиатских захватчиков.

Точное место перехода израильтян через воды моря не так важно, как то, что этот водоем помимо потопления войска фараона образовал между израильтянами и Египтом непроходимую преграду. Сильный ветер с востока разделил воды для прохода Израиля. Хотя это могло походить на естественное явление, своевременность этого явления несомненно говорит о вмешательстве свыше с целью спасения Израиля (Исх. 14:21). Божье вмешательство видно и тогда, когда столб облачный помешал египтянам напасть на Израиль до того, как воды расступились перед ними. После этого победоносного избавления у Израиля была причина возносить благодарения Богу (Исх. 15).

После трехдневного пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру, где горькая вода была превращена в пресную. Двигаясь на юг, путники прибыли в Елим, где наслаждались удобством двенадцати источников и семидесяти пальм. В пустыне Син Бог чудесно давал им манну, которая была их пищей до тех пор, пока они не вошли в Ханаан. Когда израильтяне начали роптать, что у них нет мяса, и вспоминали о мясных блюдах в Египте, Бог в изобилии послал им перепелов. В Рефидиме произошли три замечательных события. Вода потекла из скалы, когда Моисей ударил по ней своим жезлом. Амалик был поражен войском Иисуса Нави-на по молитве Моисея. И Моисей передал свои административные обязанности старейшинам по совету Иофора(Саму возможность появления манны, перепелов и даже воды из скалы иногда объясняют естественными причинами. Однако совпадение времени и обильное количество пищи и воды указывает на сверхъестественную заботу о таком большом народе.).

Менее чем в трехмесячный срок израильтяне пришли к горе Синай (Хорив)( Хотя многие ученые помещают гору Синай в Мидию, восточнее залива Акаба, по преданию, местом стана израильтян считается Джебель Муса. В сужении Синайского полуострова («перевернутого» треугольника с основанием на севере протяженностью 241 км и 418 км с севера на юг) гранитные вершины гор поднимаются до 2600 м). Тут они расположились станом и прожили около года.

 

 

Таблица IIГодовой календарь

№ месяца в религиозном календаре Древнееврейское название месяца, праздники № месяца в гражданском календаре Современный эквивалент Вавилонское

название

месяца

Сезоны земледелия
1 авив (нисан)

1 — новолуние

14 — Пасха дождь

15 — суббота —

святое собрание

16 — неделя опресноков 21 — святое собрание

7 март/апрель нисану поздний

весенний

дождь,

начало

уборки

ячменя

2 ияр (зиф)

1 — новолуние

8 апрель/май аиару уборка ячменя
3 сиван

1 — новолуние

6-7 — праздник седмиц

9 май/июнь симану уборка пшеницы
4 таммуз

1 — новолуние

10 июнь/июль ДУЗУ  
5 ав

1 — новолуние

11 июль/август абу созревание фиг и маслин
6 елул

1 — новолуние

12 август/сентябрь улулу сезон сбора винограда
7 тишри (етаним)

1 — новолуние

Новый год

праздник труб 10 -день очищения 15-22 — праздник кущей

1 сентябрь/ октябрь ташриту прежний ранний дождь, время вспашки
8 мархееван (буль)

1 — новолуние

2 октябрь/ноябрь арахсамну время сева пшеницы и ячменя
9 хаслев

1 — новолуние

3 ноябрь/декабрь кислиму  
10 тевет 4 декабрь/январь тебету  
11 шеват 5 январь/февраль шевату  
12 адар батраах 6 февраль/март аддару цветение миндаля

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Просьба ввести *