«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их»
(Деян. 16:25).
«Мы …во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, …мы ничего не имеем, но всем обладаем»
(2 Кор. 6:3-10).
Апостол Павел не только выдержал испытания связанные с миссионерской деятельностью, но и испытания одиночества в заточении. Часто человек может выдержать напряженную работу, даже если она сопряжена со страданиями, но оказаться совершенно разбитым, когда его лишат активной религиозной деятельности, когда он вынужден проводить время в темничном заключении.
Даже самая благородная птица, привыкшая парить высоко под облаками и способная свершать длинные перелеты, впадает в отчаяние, если заточена в клетку, где она просто беспомощно бьет крыльями о железные прутья своей темницы. Может быть вам приходилось наблюдать, как томится горный орел в узенькой камере, с поникшей головой и опущенными крыльями — это печальная картина бездействия!
Павел находится в темнице — это другая сторона его жизни. Хотели бы вы увидеть, как он воспринимает это? Он смотрит поверх тюремных стен и своих врагов. Апостол Павел смотрит на эти обстоятельства по-особому. Он пишет письмо и ставит свою подпись под ним: не подпись, что он раб Феста, кесаря или жертва Синедриона, но — «раб Божий». Во всем случившемся он видел Божью руку, Божье провидение. Темница стала для него дворцом, поэтому-то во время его присутствия там тюремные коридоры оглашались звуками победной хвалы и радости.
Оторванный от миссионерской работы, которую он так любил, Павел соорудил новую кафедру, новое место для свидетельства, с которого звучали пламенные слова проповеди о свободе верующего. Драгоценные слова правды и света вышли из тех глубин мрачного плена. Павел писал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4:11-13).
Стоит задуматься, что длинная вереница святых прошла через заточения и тюрьмы; все они шли по следам Павла. Двенадцать долгих лет вынужден был молчать, в стенах Бедфордской тюрьмы, Буньян; но именно там, он написал одну из лучших своих работ: книгу, которая по своей популярности, наверное, уступает только Библии. Он писал: «Я почувствовал себя в тюрьме как дома, потому и взялся за перо. Я писал и писал, потому что радость вдохновляла меня». Его книга «Путешествие пилигрима», как чудесный сон долгой ночи освещала путь многим усталым странникам. Исполненная Святым Духом, француженка мадам Гион также долго находилась в стенах тюрьмы. Она была подобна некоторым птицам, которые слаще поют в их заточении. Звуки музыки ее чистой души разносились далеко за пределы темничных стен, развевая скорбь многих унылых и разбитых сердец.
Да, небесное утешение часто рождалось в местах полного одиночества!
В тихий вечер склоняю я колени в тиши
И тебя призываю, о Властитель души.
Ты приди в мою душу, тихо свет Свой пролей;
Я Твой голос услышу, Твое Слово — елей.
Все заботы земные отошли далеко,
И в минуты ночные мне бывает легко.
Знаю я, Ты ответишь на запросы души,
Приходи в тихий вечер, о Иисус, приходи.
Светом правды всегда Ты нашу жизнь озари,
Как в Еммаус когда-то рядом с нами иди,
Разъясняй Слово жизни, чтоб горели сердца,
По дороге к Отчизне с нами будь до конца.
Предисловие издательства Книга "Потоки в степи" была напечатана на английском языке в 1925 году. Она содержала в себе рассуждения, цитаты и слова ободрения, которые помогали госпоже Л. Б. Кауман в период ее миссионерской работы в Японии и Китае - особенно в последние шесть лет, когда она ухаживала за умирающим мужем. Этот русский перевод включает некоторые изменения и исправления. В книге использована поэзия, написанная на русском языке. Эта книга для ежедневного чтения не предназначена заменить личное чтение Библии, но должна быть использована только как дополнение к личному изучению Слова Божьего. "Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила" (Иов. 23:12). "...Пробьются воды в пустыне и в степи потоки" (Исаии 35:6)