«…Читали ли Вы «Обращение Л. Н. Толстого к духовенству»? Оно было опубликовано в 1902 году, но оно жизненно и сегодня. Я считаю, что вера Толстого самая правильная».
Я прочел, присланное вами «Обращение Толстого к духовенству». Обличает он духовенство справедливо, но там, где он касается основ христианства, мне становится жалко великого старца. Правильная вера та, которая дает человеку мир с Богом. Толстой, к сожалению, его не имел. Не случайно ему пришлось перед смертью бежать в монастырь. Многое значит не только как живет человек, но и как умирает.
Толстой отвергает богодухновенность Библии. Как же признать его веру правильной, если я на личном опыте убедился, что Библия — Божье откровение, а не «еврейские сказки», как Толстой называет Библию.
Толстой обрушивается на извращение Писания церковниками. Правильно. Но то, что Писание извращалось катехизисами, не дает право сомневаться, что оно священно. Священная история — правильная история. Моисей, Авраам, Ной, Лот и Давид — все согрешали, но любили истину Божию. Писание не скрывает фактов. Это соблазняло Толстого, а нас, наоборот, утверждает, что Библия — зеркало человека. В биографиях великих личностей все «чисто и гладко», потому что их писали люди, а не Бог. Святой человек не тот, который не согрешает (таких нет), а тот, кто стремится жить свято.
В «Обращении к духовенству» Толстой называет Библию «вредной книгой». Если вы с этим согласны, то нам не по пути и напрасно вы считаете себя христианином.
Толстой не принимал и не верил тому, чего не понимал, что нельзя было объяснить известными человеку законами. А все ли нам законы открыты? Вера начинается там, где кончается знание.
Толстой звал людей к исполнению Нагорной проповеди своими силами, полагая, что эти силы сокрыты в самом человеке. Это — его роковая ошибка. Нагорная проповедь была обращена к тем, кто видел в Христе не только «плотника из Назарета», но Сына Божия, Спасителя мира. Неудивительно, что Толстой при всем его старании сам не мог исполнить учения Нагорной проповеди.
Проповедь о воскресении Христа Толстой называет безумием и злом, а в заключении своего «Обращения к духовенству» призывает к покаянию. Но если Христос не воскрес, если нет наказания за грехи и если не будет воскресения мертвых, тогда зачем каяться? Кому это нужно? Нет, Толстой должен был сам покаяться, уверовать во Христа, и только тогда он мог бы быть для каждого примером. Покаяться же Толстой не мог, так как отвергал искупление грехов Иисусом Христом.
Автор: Николай Водневский
ХОЧУ ЗНАТЬ
Ответы на вопросы читателей и радиослушателей
Издательство "Свет на Востоке", 1997 г.