Глава 8 ЕДИНЫЙ ИЗРАИЛЬ В ЦАРСТВОВАНИЕ ДАВИДА И СОЛОМОНА
Введение
Золотой век при Давиде и Соломоне не имел себе равных в ветхозаветной истории Израиля. В этот период религиозные идеалы, какими их представлял себе Моисей, осуществились в большей степени, чем когда бы то ни было до или после; и в эту же эпоху Израиль контролировал большую, чем когда-либо, территорию. В последующие века пророки, уповая на будущее восстановление благополучия Израиля, всегда ссылались на царство Давида как на идеал.
Объединение и расширение Израиля при Давиде
Введение
Политические усилия Давида увенчались успехом. Менее чем за десять лет после смерти Саула весь Израиль объединился вокруг Давида, который начал свое правление в маленьком Иудейском царстве. Благодаря военным успехам и установлению дружеских связей он вскоре контролировал территорию от Египта и залива Акаба до финикийского побережья и земель Емафа. Давид поднял международный авторитет Израиля на такую высоту, что ни одно из чужеземных государств не осмеливалось бросить ему вызов вплоть до последних лет царствования Соломона.
Новый царь также уделял много внимания религиозной жизни народа. Хотя Бог и не разрешил Давиду строить храм, он собрал значительные запасы для его воздвижения при царе Соломоне. Под руководством Давида священники и левиты были хорошо организованы, так что и они сами, и весь народ могли должным образом поклоняться и служить Господу( Несомненно, многие города, выделенные при Моисее и Иисусе Навине для левитов (они же в качестве городов убежища), не были использованы по назначению сразу же после изгнания их прежних жителей. Только при Давиде жизнь и служение левитов были упорядочены).
Вторая книга Царств весьма подробно повествует о царствовании Давида. Длинный отрывок (11—20 главы) говорит исключительно о грехе, преступлении и мятеже в царской семье. Переход царства к Соломону и смерть Давида описываются в первых главах третьей книги Царств. Первая книга Паралипоменон тоже дает описание периода Давида и представляет собой самостоятельное повествование, посвященное Давиду как первому царю династии. В качестве предыстории воцарения Давида автор этой книги последовательно рассматривает родословия двенадцати колен, над которыми воцарился Давид. Саул упоминается вскользь, после чего представляется Давид как царь и правитель всего Израиля. Как политическая, так и религиозная организация Израиля приводится более подробно и особенно выделяется подчинение окружающих народов господству Давида. Прежде чем закончить повествование смертью Давида, последние восемь глав в этой книге дают подробное описание приготовлений к построению храма. Поэтому первая книга Паралипоменон является ценным дополнением ко второй книге Царств.
Ниже мы приводим краткий хронологический план правления Давида в соответствии с описанием событий во 2 книге Царств и в 1 Паралипоменон:
Царь Иудеи
2 Цар. 1 Пар.
Генеалогический фон 1:1—9:44
Давид оплакивает смерть Саула 1:1-27 10:1-14
Распад династии Саула 2:1—4:12
Рожденный в тревожные, смутные времена, Давид подвергся суровой закалке и был подготовлен к царствованию над Израилем. Он поразил Голиафа, накопил ценный военный опыт в походах против филистимлян и благодаря этим подвигам был признан царем. После того как он был вынужден покинуть двор и стать вождем отряда таких же беглецов, он снискал расположение землевладельцев и овцеводов в Южном Израиле, защищая их от нападений. Но в то же самое время, будучи на положении отверженного в своей собственной стране, он был вынужден вести переговоры с филистимлянами и моавитянами — и вел их успешно.
Давид был на филистимской земле, когда Саул потерпел окончательное поражение и погиб на горе Гелвуй. Вскоре после того как Давид возвратил свое имущество и жен из рук захвативших их амаликитян, вестник сообщил ему о роковых событиях, происшедших в Израиле. Охваченный горем, Давид отдал бессмертную дань Саулу и Ионафану в одной из величайших элегий Ветхого Завета. Не только Израиль потерял своего царя, но и Давид потерял своего самого близкого и верного друга — Ионафана. Когда вестник-амалики-тянин ожидал вознаграждения, взяв на себя ответственность за смерть Саула, Давид приказал казнить его за то, что он прикоснулся к Божьему помазаннику.
Получив одобрение от Бога, Давид возвратился в Израиль. В Хевроне старейшины его собственного колена (Иуды) помазали и признали его своим царем. Его хорошо знали местные племена и семьи, которые он защищал, делясь с ними добычей от набегов на врагов (1 Цар. 30:26-31). Став царем Иудеи, Давид послал благодарственное письмо жителям Иа-виса Галаадского за то, что они достойно погребли царя Саула. Несомненно, этот дружеский и милостивый жест не был лишен политического намека, поскольку Давид нуждался в поддержке этого народа.
У Израиля были серьезные проблемы, когда правление Саула пришло к концу. Столица в Гиве либо была уже разрушена, либо постепенно разрушалась. Авенир, израильский военачальник, привел Иевосфея, сына Саула, в Маханаим и там помазал его на царство над Израилем (точнее, над большинством северных колен Израиля; Давид, таким образом, остался царем только Иудеи). Это воцарение происходило в Галааде (где расположен Маханаим), потому что территория к западу от Иордана была в руках филистимлян(Э. Моулд объясняет данный выбор временной столицы финикийской, а не филис-тимской оккупацией.). Поскольку сын Саула правил северными племенами только два года (2 Цар. 2:10), а Давид правил в Хевроне семь с половиной лет, получилось так, что филистимская оккупация задержала воцарение нового царя на пять лет.
Итак, жители Иудеи принесли клятву верности Давиду, между тем как остальные израильтяне оставались верными династии Саула под руководством Авенира и Иевосфея. Это привело к гражданской войне. Задетый мелочным упреком Иевосфея, Авенир обратился к Давиду и заверил его в верности всего Израиля. Давид попросил, чтобы дочь Саула Мел-хола была возвращена ему как жена. С согласия Иевосфея Авенир исполнил просьбу Давида. После этого Израилю было объявлено, что Давид не испытывает враждебности к династии Саула. Сам Авенир пошел в Хеврон, где пообещал Давиду, что северные колена будут верными его подданными. После заключения этого союза Авенир пал от руки Иоа-ва в отмщение за смерть его брата Асаила, убитого Авениром в гражданской войне. Смерть Авенира оставила Израиль без сильного руководства. В скором времени Иевосфей был убит двумя вениаминитянами. Когда убийцы предстали перед Давидом, то были немедленно казнены. Они, как и вестник о смерти Саула, рассчитывали на награду от Давида за весть о гибели его соперника. Но Давид возмутился тем, что «негодные люди убили человека невинного в его доме на постели его». Таким образом, рост царского авторитета Давида не сопровождался ни злодеяниями, ни местью. Вскоре он достиг признания всего Израиля, между тем как династия Саула лишилась дееспособных руководителей.
Иерусалим — столица нации
Захват Иерусалима Военная мощь Давида Признание Филистимии и Финикии Иерусалим — религиозный центр Вечный престол
Нет никаких признаков, что филистимляне препятствовали воцарению Давида в Хевроне. Возможно, что они просто считали его своим вассалом; остальной Израиль не вызывал у них тревоги, так как, раздираемый гражданскими раздорами, не оказывал совместного сопротивления.
Когда же Давид был признан всем народом, они встревожились. Нападение филистимлян (2 Цар. 5:17-25 и 1 Пар. 14:8-17) произошло, вероятно, до захвата Давидом крепости Сион (по имени горы Сион в Иевусе — Иерусалиме). Давид дважды одерживал победу над филистимлянами, чем содействовал объединению Израиля под властью одного царя. Несомненно, и постоянная угроза со стороны филистимлян сама по себе послужила объединяющим фактором для Израиля.
В выборе столицы, расположенной в центре объединенного Израиля, Давид остановился на Иевусе, городе иевусе-ев. Место его расположения имело стратегическое значение и было наименее уязвимым для нападений. Будучи крепостью, построенной еще хананеями на неприступной скале, он успешно отражал набеги и противостоял оккупации израильских территорий. В египетских документах обнаружены письма из Ханаана, в которых еще в 1900 году до Р. X. этот город назывался Иерусалимом. Когда Давид призвал добровольцев из своих воинов взять крепость Сион и изгнать ие вусеев, Иоав принял вызов и был вознагражден назначением на должность главного военачальника Израиля.
2Цар. | 1 Пар. | |
Захват Иерусалима | 5:1-9 | 11:1-9 |
Военная мощь Давида | 23:8-39 | 11:10-12:40 |
Признание Филистимии и Финикии | 5:10-25 | 14:1-17 |
Иерусалим — религиозный центр | 6:1-23 | 13:1-14 15:1-16:43 |
Вечный престол | 7:1-29 | 17:1-27 |
После захвата крепости Сион она стала называться «городом Давида», а Иевусу было возвращено его историческое название Иерусалим (2 Цар. 5:9; 1 Пар. 11:7). Позднее народ стал называть весь Иерусалим «городом Давидовым».
Во времена Давида Иерусалим был расположен на склоне холма южнее того места, где позднее был воздвигнут храм, на высоте примерно 830 м над уровнем моря. Это место известно под названием Офел. На востоке пролегала долина Ке-дрона, соединявшаяся на юге с долиной Енном, простиравшейся на запад. Между этой долиной и западной возвышенностью, которая в наши дни называется горой Сион, простиралась Тиропеонская долина. Согласно Иосифу Флавию, на северной стороне была долина, которая отделяла Офел от места, на котором был потом построен храм. По-видимому, эта офелсионская местность была выше местности, на которой была расположена крепость во времена захвата Давида. Во II же веке до Р. X. Маккавеи разровняли холм, свалив обломки города Давида в долину. Поэтому археологи не смогли до сих пор сказать с уверенностью, какие из найденных предметов связаны с царством Давида.
Став царем над двенадцатью коленами Израиля, Давид сформировал новое правительство. Будучи в изгнании, он имел при себе несколько сот человек. Они были хорошо организованы под его руководством в Секелаге, а потом в Хевроне (1 Пар. 11:10—12:22). Они отличились в военных походах и набегах, так что были поставлены теперь князьями и вождями. Вскоре весь Израиль поддержал Давида и объединился вокруг него; Иерусалим стал столицей (1 Пар. 12:23-40). По контракту с финикийцами для Давида был построен великолепный дворец (2 Цар. 5:11-12).
В то же самое время Иерусалим стал религиозным центром всего израильского народа (1 Пар. 13:1—17:27 и 2 Цар. 6:1—7:29). Когда Давид попытался перевезти ковчег завета из дома Аминадава в Кириафиариме на колеснице, вместо того чтобы дать его нести священникам (Чис. 4), Оза был внезапно умерщвлен. Не доставив ковчег в Иерусалим, Давид оставил его в доме Аведдара Гефянина (но не в городе Геф, который был в то время под властью филистимлян; место проживания Аведдара точно не установлено). Вскоре Давид узнал, что Господь обильно благословляет дом Аведдара «ради ковчега Божия». Тогда Давид немедленно доставил ковчег в Иерусалим, чтобы поместить его в шатре или в скинии. Правильное поклонение в Израиле было восстановлено отныне во всенародном масштабе( Иерусалим не был единственным местом поклонения. Скиния Моисея и жертвенник оставались в Гаваоне (2 Пар. 1:3).
При таком оживлении религиозного чувства Израиля у Давида появилось желание построить постоянный дом молитвы и поклонения. Когда он поделился своими планами с пророком Нафаном, то встретил немедленное одобрение. Но на следующую ночь Бог поручил Нафану сообщить Давиду, что постройка храма должна быть отсрочена до тех пор, пока не воцарится сын Давида. Это было для Давида одновременно и заверением свыше, что после него царем будет его сын и что его не постигнет такая же бесславная судьба, какая постигла Саула. Значение этого обетования Давиду выходит, однако, далеко за пределы факта существования и могущества царства Соломона. Семя Давида включало больше, чем только Соломона, поскольку обетование ясно говорило о том, что престол Давида будет утвержден навечно. Даже если грех и нечестие проявятся в потомстве Давида, Бог пошлет за это временное наказание, но не нарушит Своего обетования и не лишит Своей милости навсегда.
Ни одно земное царство или династия никогда не пребывали вечно, как небо и земля. Не был бы вечным и земной престол Давида, если бы не его связь с родословной Иисуса,
0 Котором определенно говорится в Новом Завете как о Сыне Давида. Заверение, данное Давиду через пророка Нафана, составляет еще одно звено в цепи мессианских обетовании, данных в Ветхом Завете. Бог постепенно раскрывал первое обетование о том, что окончательная победа придет от «семени жены» (Быт. 3:15). Более полное откровение Мессии и Его вечного Царства было дано через пророков в последующие века.
Почему Давиду было отказано в праве построить храм? В последние годы своего царствования он осознал свое назначение как государственного деятеля в том, чтобы с помощью военной силы основать и утвердить царство Израиля (1 Пар. 28:3; 22:8). В то время как для царствования Давида были характерны многочисленные военные действия, царствование Соломона было отмечено всеобщим миром. Возможно, Бог излил мир на Израиль после того, как Давид изъявил свое желание построить храм и Бог заключил с ним завет. Однако из самого Писания трудно установить хронологический порядок войн Давида и время откровения пророку Нафану. Не исключено также, что Давид не раньше, чем к концу своей жизни, понял, что время царствования Соломона будет более подходящим для постройки храма.
Процветание и господство
2 Цар. 1 Пар.
Список захваченных народов 8:1-13 18:1-13
Давид назначает на ответственные
посты и оказывает милость 8:15—9:13 18:14-17
Голод 21:1-14
Поражение аммонитян, сирийцев 10:1-18
и филистимлян 21:15-22 19:1—20:8
Песнь избавления (Пс. 17) 22:1-51
Библия не уделяет много внимания распространению владений Давида от района обитания небольшого племени в Иудее до размеров обширной империи, простиравшейся от египетской реки до районов, прилегающих к Евфрату на севере. И все же это повествование имеет важное историческое значение, потому что Израиль был ведущей державой в Плодородном Полумесяце в начале X века до Р. X. К счастью, археологические раскопки восполняют недостаток информации.
Как только Давид был официально признан царем Израиля, филистимляне бросили ему вызов (2 Цар. 5:17-25). Дважды он наносил им поражение, но, вероятно, произошло немало сражений, прежде чем он покорил их и они стали платить ему дань. Захват одного из их крупных городов, Гефа, и поражение их исполинов (2 Цар. 8:1 и 21:15-22) было, скорее всего, только одним из столкновений с филистимлянами в этот решающий период, когда Израиль взял наконец верх.
В этот же период был захвачен Беф-сан. В Давире и Вефсамисе стены-казематы наводят на мысль, что Давид соорудил линию защиты против филистимлян. Мы знаем, что филистимляне обладали монополией на производство изделий из железа в дни Самуила (1 Цар. 13:19-20) и что Давид свободно пользовался им к концу своего царствования (1 Пар. 22:3); так что мы могли бы написать обширную главу о технической революции в Израиле. Период изгнаннической жизни среди филистимлян не только приготовил Давида к военному руководству. Несомненно, благодаря Давиду израильтяне овладели технологией производства оружия. Пожалуй, многие планы Давида в отношении военного и экономического развития возникли тогда, когда он был еще в Хевроне, но получили свое осуществление только после того, как Иерусалим стал столицей. У филистимлян было основание для беспокойства, когда Израиль, истерзанный войнами и поражениями, объединился вокруг Давида.
Захват Едома имел стратегически важное значение. Это дало Давиду ценнейший источник полезных ископаемых. Аравийская пустыня, которая простирается на юг от Мертвого моря до залива Акаба, была богата железом и медью, и овладение ею означало свободу от филистимской монополии. Чтобы эти месторождения не подвергались опасности, израильтяне расставили сторожевые гарнизоны по всему Едому(2Цар. 8:14).
Как видно, в те дни Израилю почти не оказывалось противодействия со стороны моавитян и амаликитян, потому что они упоминаются в списке уже покоренных народов, платящих дань Давиду серебром и золотом.
На северо-востоке страны росту могущества Давида и расширению границ Израиля угрожали аммонитяне и арамейские племена. Первые переселились из Кархемиса на Евфрате к восточным границам Палестины. Еще в дни Саула они считались врагами (1 Цар. 14:47). Когда Давид был в изгнании, то по крайней мере одно из арамейских племен, по-видимому, отнеслось к нему дружелюбно: Фалмай, царь гес-сурский, отдал ему в жены свою дочь Мааху (2 Цар. 3:3). Теперь же, когда Давид смирил филистимлян и заключил договор с финикийцами, арамеи боялись усиления могущества Израиля. Расширение Израиля угрожало их благополучию и грозило лишить их господства в плодородных долинах, а также широкой торговли. Аммонитяне старались втянуть арамеев в противостояние Израилю. Подвергнув унижению и осмеянию мирных посланников Давида, аммонитяне принудили арамеев выступить против Израиля объединенными силами, но были разбиты войсками Давида.
Позже столица аммонитян Равва была захвачена израильтянами (1 Пар. 20:1). Затем арамейские войска объединились под руководством Адраазара, который набрал силы из таких далеких северных районов, как Арам-Нахараим или Месопотамия (1 Пар. 19:6). На этот раз израильские войска дошли до Елама, нанеся поражение этим сильным соединениям. Это означало гибель для арамейско-аммо-нитского союза.
После этого Давид напал на Адраазара еще раз, чтобы разгромить его окончательно. Для этого он выбрал момент, когда сирийцы (см. главу 7) потянулись к Евфрату, чтобы захватить эту территорию(Хронологически это событие следует за нападением Давида на аммонитско-сирий-ский союз во 2 Цар. 10:1-14.). Дамаск, который был в тесном союзе с Адраазаром (1 Пар. 18:3-8), попал в руки Давида, прибавив еще одну победу израильтянам. Их отряды захватили город, обложив его тяжелой податью, а Адраазар отдал Давиду большое количество золота и меди. Овладение арамейскими государствами до Амафа на Оронте значительно обогатило ресурсы Израиля. До последних лет царствования Давида власть израильтян над Дамаском никем не оспаривалась.
В дни укрепления военной мощи Израиля росло также материальное благополучие и национальное самосознание израильского народа. Несомненно, трогательной и благородной в глазах израильтян была забота Давида о сыне Ионафана и внуке Саула Мемфивосфее. В библейском повествовании о нем ясно просматривается великодушное отношение Давида к своему предшественнику Саулу и его потомкам (2 Цар. 9:1-13). Когда Давид узнал о бедствии, которое постигло Мемфивосфея, он содержал его из царской казны. Бедный инвалид получил дом в Иерусалиме и был поручен заботе и уходу слуги по имени Сива.
Мемфивосфей удостоился особого внимания и во время последовавшего вскоре кризиса (2 Цар. 21:1-14), когда по всей израильской земле свирепствовал голод. Бог открыл Давиду, что голод был послан в наказание за ужасное преступление Саула, который попытался истребить гаваонитян, заключивших с Иисусом Навином договор (Иис. Н. 9:3 и ел.). Осознав, что этот грех Саула можно только искупить по закону (Чис. 35:31 и ел.), Давид позволил гаваонитянам предать смерти семерых потомков Саула. Мемфивосфей же избежал этой участи. Когда Давиду донесли о скорби Рицпы, наложницы царя Саула, он позаботился о надлежащем погребении костей этих семи жертв в семейном склепе в земле колена Вениаминова. Останки Саула и Ионафана тоже были перенесены туда. После этого голод прекратился.
Царь Израильской империи Давид не забывал выражать признательность Богу, ибо только Он один даровал Израилю военные победы и материальное благополучие. В благодарственном псалме (2 Цар. 22:1-51) Давид вознес хвалу Всемогущему Богу за избавление его от врагов в Израиле и от внешних языческих народов. Этот псалом вошел также и в Псалтирь как псалом 17 Давида. Он представляет только один образец из многих псалмов, составленных Давидом по разным случаям, которыми была насыщена жизнь пастушка, слуги при царском дворе, беглеца, объявленного вне закона в Израиле, и, наконец, основателя и руководителя величайшей Израильской империи(1 Наличие двух вариантов текста этого псалма аналогично проблеме согласования синоптических Евангелий. Ч. Ф. Кейль полагает, что оба текста восходят к одному источнику).
Грех в царской семье
2 Цар.
Грех и покаяние Давида 11:1—12:31
Преступление Амнона и его последствия 13:1-36
Разгром мятежа Авессалома и его смерть 13:37—18:33
Возвращение престола Давиду 19:1—20:26
Отрицательные черты характера членов царской семьи в древнееврейском Священном Писании отнюдь не затушевываются. Согрешивший царь Израиля ни за что не мог избежать Божьего суда. В то же самое время Давид как истинно раскаявшийся грешник, осознавший свою вину и нечестие, удостоился звания человека, который был угоден Богу (1 Цар. 13:14).
У Давида было много жен (2 Цар. 3:2-5; 11:27). Хотя многоженство определенно запрещается в более полном откровении Нового Завета, оно допускалось в ветхозаветные времена из-за жестокосердия израильтян. Оно также повсеместно практиковалось у окружающих народов. Гарем при дворце считался вполне приемлемым явлением. Закон Моисея предупреждает царей против «умножения жен» (Втор. 17:17), однако жесткого запрета нет; Давид позволил себе иметь много жен (1 Пар. 3:1-9). Некоторые из этих браков совершались, несомненно, по политическим соображениям, как, например, женитьба на Мелхоле, дочери Саула, или на Маахе, дочери гессурского царя Фалмая.
Прелюбодеяние и убийство, совершенные Давидом, были настоящим преступлением с любой точки зрения. Случилось это во время военных походов и расширения границ империи. Филистимляне уже потерпели поражение, а арамейско-аммонитский союз был сломлен за год до этого. В то время как Давид оставался в Иерусалиме, его войска под руководством Иоава были посланы в Равву, ам-монитский город, для его осады и захвата. Прельстившись красотой Вирсавии, Давид совершил прелюбодеяние. Он знал, что она жена Урии Хеттеянина, верного царю воина израильского войска. Царь вызвал Урию из действующей армии, но потом отослал его назад с письмом к Иоаву; в этом письме содержались указания: устроить так, чтобы Урия был убит в бою с врагами. Когда до Иерусалима дошли вести, что Урия пал в бою с аммонитянами, Давид женился на Вирсавии. Возможно, что ужасное преступление Давида удалось бы скрыть: ведь смерть на поле брани была обычным явлением. Даже если об этом и знал Иоав, кем он был, чтобы бросить вызов царю или порицать его?
Хотя Давид не отвечал ни перед кем в своем царстве, он не подумал о том, что любое преступление известно Богу. Какому-нибудь деспоту в языческом народе прелюбодеяние и убийство, пожалуй, сошло бы с рук. Но в Израиле это было невозможно, потому что царь занимал положение человека, освященного Богом, помазанника со священными обязанностями. Когда Нафан в аллегорической форме описал преступление Давида — в образе богача, воспользовавшегося имуществом своего раба, — Давид возмутился такой несправедливостью, допущенной при его власти. Нафан с дерзновением заявил, что сам Давид и есть тот человек, виновный в прелюбодеянии и убийстве. К счастью для Нафана, Давид покаялся. Духовный кризис Давида получил возвышенное выражение в поэзии (Пс. 31 и 50). Ему было даровано прощение, но тем не менее он был наказан, по пророчеству Нафана (2 Цар. 12:11). Наказанием для Давида стали кровосмешение, убийство и бунт в его семье.
В результате Давид оказался втянут в гражданскую войну и мятеж. Его собственная невоздержанность послужила плохим примером его сыновьям. Безнравственный поступок Амнона со своей сводной сестрой Фамарью привел к тому, что он был убит своим сводным братом Авессаломом, единоутробным братом Фамари. Естественно, это вызвало недовольство отца. Авессалому пришлось покинуть Иерусалим и укрыться у своего деда Фалмая в Гессуре. Здесь он провел три года.
Между тем Иоав пытался примирить Авессалома с его отцом Давидом. С помощью умной женщины из Фекои (2 Цар. 14) ему удалось добиться разрешения для Авессалома возвратиться в Иерусалим, хотя и не являться пока к царскому двору. Два года спустя Авессалом наконец получил разрешение предстать перед царем. Вновь обретя благорасположение отца, Авессалом заполучил для себя из царской гвардии 50 воинов с конями и колесницами. В течение четырех лет(В русском переводе (2 Цар. 15:7) написано «по прошествии сорока лет царствования Давида». Объективности ради следует отметить, что в древнееврейском (ныне принятом) тексте тоже написано «сорока». Однако древние тексты содержали немало ошибок переписчиков, тем более в схожих словах (4 — «арба», 40 — «арба-им»). Поэтому сирийская Вульгата и другие источники предпочитают «четыре» вместо «сорока». Авессалом родился в Хевроне в период пребывания там Давида, а всего царствовал Давид сорок лет.) Авессалом, уже популярный в народе благодаря своей красоте, продолжал склонять народ на свою сторону, особенно приезжих из других колен, «и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (2 Цар. 15:1-6). Под видом исполнения обета он получил у царя разрешение отправиться в Хеврон.
Поднятый Авессаломом в Хевроне мятеж против отца был полной неожиданностью для Давида. По всей стране были посланы глашатаи возвестить наступление царствования Авессалома звуками трубы. Вполне вероятно, что многие жители страны, на которых Авессалом производил хорошее впечатление, решили, что просто пришло время царству отца перейти к сыну. Как бы то ни было, многие поддержали Авессалома, включая и советника Давида Ахитофела. Войска мятежников под руководством Авессалома вторглись в Иерусалим, и Давид, не готовый к отпору, был вынужден бежать на другой берег Иордана в Маханаим. Хусий, верный друг и советник Давида, следуя его совету, оставался в Иерусалиме, чтобы разрушить совет Ахитофела, который, вероятно, был организатором мятежа и опорой Авессалома. Ахитофел вызвался перед ним пуститься в погоню за Давидом немедленно, чтобы не дать ему времени для организации сопротивления. Но Авессалом попросил совета у Хусия, а тот убедил его отложить погоню, чтобы выиграть время для Давида и сбора военных сил. Предатель Ахитофел, почуяв, что Давид может вернуть свой трон, повесился.
Давид был блестящим полководцем. Он приготовил свои силы к бою, и вскоре войска Авессалома обратились в бегство. Вопреки указанию Давида, Иоав убил Авессалома во время погони за ним. Не воздав почестей верному израильскому войску, Давид заслужил упреки Иоава.
Лишившись Авессалома, народ вновь обратился к Давиду за руководством. Колено Иуды, которое поддерживало мятежного сына Давида, подчинилось вновь Давиду последним, когда он поспешно сделал дружественный жест, заменив Иоава Амессаем из колена Иудина.
Когда Давид возвратился в столицу, там вспыхнуло новое восстание, вызванное сумятицей и беспорядками. Вениаминитянин Савей, «негодный человек», решил воспользоваться недовольством вениаминитян, соплеменников Саула, усилением влияния колена Иуды, к которому принадлежал Давид. Ему удалось возмутить народ против Давида. Подавить этот мятеж было поручено Амессаю. В ходе военных операций Иоав, встав во главе отряда отборной дворцовой гвардии, убил Амессая и возглавил преследование Савея, который был потом обезглавлен на сирийской границе жителями Авеля-Беф-Мааха. Иоав провозгласил победу, возвратился в Иерусалим и продолжал исполнять служение военачальника израильского войска при Давиде.
На протяжении по крайней мере десяти лет правления Давида в его жизни исполнялись вещие слова пророка Насрана. Начиная с безнравственности Амнона и вплоть до подавления бунта Савея, в доме Давида постоянно проявлялось зло.
Взгляд в прошлое и будущее
2 Цар. 1 Пар.
Грех в исчислении народа 24:1-25 21:1-27
Поручение Соломону построить храм 21:28—22:19
Обязанности левитов 23:1—26:28
Гражданские начальники 26:29—27:34
Обращение к начальникам и народу 28:1—29:22
Прощальные слова Давида 23:1-7
Смерть Давида 29:22-30
Любимым занятием Давида в последние годы его жизни были приготовления к строительству храма. По тщательно разработанным планам и указаниям приобретались материалы для постройки храма. Административный порядок в государстве был великолепно отлажен, что позволяло успешно использовать местную и иностранную рабочую силу. Давид дал даже точные указания относительно богослужений в будущем храме.
Военное и гражданское устройство царства постепенно развивалось в период правления Давида по мере расширения империи. Основной образец государственного устройства, который использовал Давид, был аналогичен египетскому правлению. Летописец, или историк, вел записи событий и хранил архивы и, в качестве специалиста по историческому опыту, занимал положение посредника между царем и его министрами.
Секретарь, или книжник, отвечал за местную и зарубежную переписку и, соответственно, имел дело и с дипломатией. В последние годы правления Давида (2 Цар. 20:23-25) упоминается еще одно должностное лицо, ведающее вопросом принудительного труда. Весьма возможно, что с умножением правительственных обязанностей росло и число ответственных за их исполнение лиц. Судебные дела и тяжбы велись, по-видимому, самим царем (2 Цар. 14:4-17; 15:1-6).
Военачальником был Иоав. Будучи выдающимся человеком, способным и талантливым организатором, он отвечал не только за военные победы, но и оказывал значительное влияние на самого Давида. Отряд из наемных воинов («хелефеев и фелефеев») под руководством Ваней был, как предполагает большинство историков, отборной дворцовой гвардией на личном содержании царя. У царя был также доверенный советник. Ахитофел служил в этой должности до тех пор, пока не примкнул к восстанию Авессалома. Могучие мужи, которые служили поддержкой и опорой Давида до его воцарения, теперь занимали положение советников Давида или его почетного легиона (1 Пар. 11:10-47; 2 Цар. 23:8-39). Когда Давид основал свое царство со столицей в Иерусалиме, в этой группе было тридцать человек. Со временем к их рядам примкнули те, кто отличился героическими подвигами. Из этой группы избранных героев было отделено двенадцать человек для руководства военными силами, состоящими из двенадцати дивизий (1 Пар. 27:1-24). По всему царству Давид назначил начальников над фермами, садами и стадами (1 Пар. 27:25-31).
Военная перепись Израиля и обрушившиеся на царя и народ наказания каким-то неясным для нас образом связаны с обширными планами Давида по строительству храма. Причина Божьего наказания Давида и всего народа не выражена достаточно ясно. Царь повелел произвести перепись. Иоав возразил, но ему пришлось подчиниться (2 Цар. 24). Менее чем в десятимесячный срок он закончил перепись Израиля, кроме колен Левия и Вениамина. Военная мощь Израиля равнялась приблизительно полутора миллионам человек(Это число представляет общее количество боеспособных людей в стране, поскольку армия насчитывала 288 000 человек (1 Пар. 27:1-15). Обратите внимание на колебания: 2 Цар. 24:9 приводит число 800 000 для Израиля и 500 000 для Иудеи. 1 Пар. 21:5 приводит числа на 300 000 больше для Израиля и на 30 000 меньше для Иудеи. Поскольку эти цифры не были внесены в официальные записи царя (1 Пар. 27:24), оба источника дают округленные цифры без объяснения расхождений обеих записей.), из чего можно заключить, что все население составляло около пяти или шести миллионов(Олбрайт полагает, что общее число жителей в Израиле при Соломоне равнялось всего 750 000 человек. Он считает цифры, приведенные в переписях в Чис. 1 и 26, повторениями переписи Давида. А. Эдерсгейм считает население Израиля от 5 до 6 миллионов человек не чрезмерно большим.).
Давид прекрасно сознавал, что он согрешил, произведя это исчисление. Так как оба подсчета сначала приводят список героев войн, перепись могла объясняться гордостью и возложением надежд на военную мощь и демографический рост Израиля. В то же время плотской склад мысли Давида, когда он навязывал перепись, рассматривался как наказание Израиля (2 Цар. 24:1 и 1 Пар. 21:1). Может быть, Израиль понес наказание за бунты под руководством Авессалома и Савея во время царствования Давида.
Давид, покаявшись в этом грехе, получил через пророка Гада выбор наказания от Бога: три года голода, три месяца преследования от врагов или три дня моровой язвы. Уповая на милость Божью, Давид избрал последнее. Язва длилась только один день, но во всем Израиле умерло 70 000 человек. Между тем Давид и старейшины, одетые во вретище, узнали Ангела Господня, стоящего на гумне, прямо на севере от Иерусалима, на горе Мориа. Поняв, что это — Ангел-истребитель, Давид начал ходатайствовать за народ, призывая наказание Божье на себя и свою семью. По совету Гада Давид купил это гумно у Орны Иевусияни-на и принес на нем жертву Господу. И во время принесения жертвы он увидел, что Господь ответил на его ходатайство, потому что язва прекратилась. Ангел-истребитель исчез, и Иерусалим был спасен.
Все это произвело такое сильное впечатление на Давида, что он решил устроить на этом гумне жертвенник для всесожжении. Именно здесь и должны были возвести храм. Весьма возможно, что именно здесь тысячу лет назад Авраам был готов принести в жертву своего сына Исаака и тоже получил от Бога откровение и одобрение.
Гора Мориа в дни Давида не входила не только в границы Сиона («города Давидова»), но и вообще Иерусалима (район Офел как раз заканчивался у горы Мориа). В границы столицы ее включил Соломон, намереваясь возвести на ней храм. Жертвенник для всесожжении и скиния, построенные по указаниям Моисея, находились в Гаваоне, на возвышенности в 8-10 км северо-западнее Иерусалима. Так как Давиду было совершенно определенно отказано в праве построить храм, весьма вероятно, что он не строил никаких предварительных планов относительно месторасположения главного святилища. На основании Божьего явления ему на гумне Давид пришел к заключению, что это гумно и должно быть тем местом, на котором должен стоять Божий дом.
Давид размышлял над тем, что он был человеком воинственным и пролил немало крови. Возможно, он сознавал, что, если бы он сам начал строить храм, строительство могло быть, пожалуй, прервано внешними или внутренними войнами, которых было так много за время его царствования. Семь с половиной лет в Хевроне были подготовительным периодом. В последующие десять лет Иерусалим все более утверждался в государственном устройстве и в сознании народа как столица Израиля. И израильский народ в своей борьбе с окружающими народами объединялся вокруг этой столицы. Очень может быть, что именно в этот период родился Соломон. Убийство Амнона Авессаломом произошло, вероятно, к концу второго десятилетия царствования Давида, потому что Авессалом родился у Давида еще в Хевроне. Семейные неурядицы, вылившиеся в мятеж Авессалома, длились около десяти лет и приходились на третий десяток лет правления Давида. Когда Давид прочно утвердил военное превосходство Израиля и объединил народ, тогда настало время сосредоточить свое внимание на приготовлениях к постройке храма.
Решив, что гора Мориа будет местом расположения Божьего дома, Давид имел в виду его строительство под руководством своего сына Соломона. Исчислив всех иностранцев в страЦе, он организовал их в рабочие бригады из мастеров по камню, металлу и дереву. Еще в начале своего царствования Давид договорился с жителями Тира и Сидона о строительстве своего дворца в Иерусалиме (2 Цар. 5:11). Кедры для строительства поставлял ему Хирам, царь Тира. Соломону было дано наставление в точности исполнять закон Моисея. Он также должен был помнить, что как царь Израиля он несет ответственность перед Богом и только при полном послушании может ожидать Божьего благословения.
Собрав князей и священников, Давид публично обратился к ним, прося их признать Соломона его преемником. Затем он во всех подробностях описал распределение обязанностей при служении в храме. Семействам Гирсона, Каа-фа и Мерари, окружавшим скинию в стане во время исхода из Египта, было поручено служить у ворот, а музыканты отвечали за пение и музыку. 38 000 левитов были разделены на группы и поставлены на регулярное служение в храме.
Иным левитам было поручено следить за сокровищницей, в которую князья Израиля из разных концов страны присылали щедрые пожертвования (1 Пар. 26:20 и ел.). Эти пожертвования были необходимы для проведения в жизнь заранее разработанных планов постройки храма (1 Пар. 28:11—29:9). Все было подготовлено для самого величественного из всех деяний Соломона.
Прощальные слова Давида (2 Цар. 23:1-7) раскрывают величие самого прославленного героя Израиля. Другая песнь (2 Цар. 22), выражающая его благодарность и хвалу за жизнь, полную побед и избавлений, могла быть составлена в последний год его жизни. Тут он пророчески говорит о вечности своего царства. Бог говорил с Давидом, подтверждая Свой вечный завет с ним. Это свидетельство Давида могло бы стать ему достойной эпитафией.
Золотой век Соломона
Введение
Царствование Соломона вошло в историю Израиля как период мира и благополучия. Давид утвердил царство, и теперь Соломон мог пожинать плоды трудов своего отца.
Два кратких описания этого периода мы находим в 3 Цар. 1:1— 11:43 и во 2 Пар. 1:1—9:31. Обе книги уделяют главное внимание описанию строительства храма и его освящения, чему отводится гораздо больше места, чем любому другому аспекту царствования Соломона. Другие строительные проекты, товарообмен и торговля, развитие промышленности и мудрое управление царством упоминаются как бы вскользь. Многие из этих свершений, едва упомянутых в Библии, получили освещение в последние тридцать лет благодаря археологическим раскопкам. Кроме строительства храма, которое относится к первому десятилетию его царствования, и строительства дворца, завершенного тринадцать лет спустя, Библия приводит мало сведений, которые можно было бы положить в основание хронологического анализа правления Соломона. Оба тесно связанных между собой библейских повествования дают возможность составить предлагаемый тематический план:
3 Цар. | 2 Пар. | ||
I. | Царствование Соломона | ||
Соломон — единый правитель | 1:1-2:46 | ||
Молитва о мудрости в Гаваоне | 3:1-15 | 1:1-13 | |
Мудрость в управлении | 3:16-4:34 | ||
Торговля и процветание | 1:14-17 | ||
II. | Строительная программа | ||
Храм в Иерусалиме | 5:1-7:51 | 2:1-5:1 | |
Дворец Соломона | 7:1-8 | ||
Освящение храма | 8:1-9:9 | 5:2-8:16 | |
Договор с Хирамом, царем Тира | 9:10-25 | ||
Ill | . Международные отношения Морские экспедиции | ||
в Ецион-Гавер | 9:26-28 | 8:17-18 | |
Царица ‘Савская | 10:1-13 | 9:1-12 | |
Доходы и торговля | 10:14-29 | 9:13-31 | |
IV | . Отступничество и смерть | ||
Чужеземные жены и идолопоклонство | 1:1-8 | ||
Суд Божий над Соломоном и его | враги | 11:9-43 |
Утверждение престола
Восхождение Соломона на престол своего отца не было беспрепятственным. До тех пор пока Соломон не был всенародно коронован, его брат Адония тоже притязал на престол Давида. В известном смысле, он имел на это право. Амнон и Авессалом были убиты. Второго по старшинству сына Давида, Далуии, не было, по-видимому, в живых, так как о нем нет упоминаний. Адония был следующим по порядку претендентом на престол (2 Цар. 3:2-4). Свойственная Давиду слабость в семейных делах проявилась в отсутствии дисциплины в его семье (3 Цар. 1:6). Как видно, Адония не уважал Богом данное обетование, что Соломону надлежит стать наследником престола Давида (2 Цар. 7:12; 3 Цар. 1:17). Следуя примеру Авессалома, Адония собрал пятьдесят приверженцев с конями и колесницами, заручился поддержкой Иоава, пригласил Авиафара, священника Иерусалимского, и самозвано провозгласил себя царем. Это событие происходило в царских садах Ен-Рогель (в русском переводе — «у источника Рогель»; «ен» означает «источник») к югу от Иерусалима. Весьма примечательно, что на это сборище не были приглашены правительственные начальники и члены царской семьи: пророк Нафан, начальник личной гвардии царя Ванея, священник из Гелвы Садок, Соломон и его мать Вирсавия.
Когда весть о торжественном собрании достигла дворца, Нафан и Вирсавия немедленно обратились к Давиду. Давид распорядился, чтобы его сын Соломон был отправлен на царском муле в долину потока Гион в сопровождении Ваней и личной царской гвардии. Они спустились по склону Офе-ла, древнейшего района Иерусалима, с которого началась позднейшая застройка города. Здесь, на виду почти всего тогдашнего Иерусалима, Садок помазал Соломона на царство и таким образом всенародно объявил его царем Израиля. Жители Иерусалима присоединились к всеобщему восклицанию: «Да живет царь Соломон!» Когда шум коронации достиг слуха Адонии в долине Кедрона, он и его сообщники сильно встревожились. Торжество немедленно прекратилось, народ разошелся, а Адония нашел убежище в Иерусалиме, ухватившись за рога жертвенника в скинии. Только после того как Соломон заверил его, что он сохранит ему жизнь, если тот будет вести себя как следует, Адония покинул святое убежище.
На следующем собрании Соломон был официально коронован и всенародно признан (1 Пар. 28:1 и ел.). В присутствии чиновников и начальников и всего народа Давид произнес речь, в которой уточнил обязанности народа по отношению к Соломону, избранному Богом царю.
В личном обращении к Соломону (3 Цар. 2:1-12) Давид напомнил ему о его ответственности в отношении послушания закону Моисея. В предсмертных словах он сказал Соломону, что убийство Иоавом Авенира и Амессая было пролитием невинной крови. Также и обращение Се-мея с Давидом при бегстве царя из Иерусалима было непростительным. Не забыл Давид также помощи и гостеприимства, оказанных ему Верзеллием в дни мятежа Авессалома. «А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость», — завещал он.
После смерти Давида Соломон закрепил свое положение на престоле, избавившись от всех возможных заговорщиков. Просьба Адонии дать ему в жены Ависагу Сунами-тянку была расценена Соломоном как попытка создать повод для нового заговора(Ависага была просто сиделкой, которая осуществляла физическую терапию и уход за престарелым царем. В 3 Цар. не содержится намеков на интимную близость (даже наоборот — 3 Цар. 1:4). Однако притязания Адонии на Ависагу могли быть нарочито истолкованы народу как некая форма наследования и послужить основанием для заговора. Соломон разгадал далеко нацеленную хитрость Адонии.), и Адония был казнен. Авиафар был смещен с почетной должности, которую он занимал при Давиде, и был сослан в Анафоф. Поскольку он был потомком Илия (1 Цар. 14:3-4; 22:20), смещение Авиафара было исполнением торжественного предсказания, сделанного Илию не названным по имени человеком Божьим, пришедшим в Силом (1 Цар. 2:27-37). Военачальник Иоав тоже был казнен. Хотя он был замешан также и в предательские планы, когда поддерживал Адонию, казнен он был, главным образом, за преступления, совершенные им еще во время правления Давида. Семей, который был отпущен на поруки, не соблюдал ограничений, наложенных на него, и поэтому был казнен.
Соломон рано стал царем Израиля. Во всяком случае, ему было меньше тридцати лет, а скорее всего, лет двадцать. Ощущая нужду в мудрости свыше, он собрал израильтян в Гаваоне, где находились скиния и медный жертвенник, и принес великую жертву из тысячи всесожжении. Во сне он получил от Бога заверение, что его просьба о мудрости будет удовлетворена. В придачу к мудрости Бог даст ему также богатство, славу и долголетие при условии послушания Ему (3 Цар. 3:14).
Проницательность Соломона была удивительной. Решение царя, когда две женщины судились из-за живого ребенка (3 Цар. 3:16-28), несомненно, представляет только один пример мудрости из многих. Когда слухи об этом и других случаях разошлись по стране, весь народ убедился, что молитва царя о мудрости была услышана Богом.
Организация царства
Относительно организации обширной империи Соломона в Библии содержится сравнительно мало сведений. Историческая наука также располагает весьма скудными, в основном косвенными, источниками. Именно при Давиде и Соломоне получила распространение рукописная скоропись на недолговечном папирусе, так что до нас дошло чрезвычайно мало документов той эпохи. Первоначально управление государством при Соломоне было, по-видимому, организовано довольно просто, но с течением времени и ростом могущества государства постепенно усложнилось. На первых порах своего правления окончательный суд при тяжбах вершил сам Соломон, что видно из примера с двумя женщинами. 3 Цар. 4:1-6 сообщает нам, что на государственные должности были назначены следующие лица: два священника, два писца, один дееписатель, один начальник над приставниками, начальник над царским домом, начальник над податями и военачальник. Это показывает только небольшое расширение штата, установленного при Давиде.
Для обложения подданных налогами территория страны была разделена на двенадцать областей (3 Цар. 4:7-19).
Начальники над областями должны были поставлять продовольствие центральному правительству один месяц в году. В течение остальных одиннадцати месяцев они собирали запасы каждый в своей области в специальные закрома и амбары. Продовольствие Соломона, его дворцовой стражи и строительных рабочих на каждый день составляло: 30 коров муки пшеничной и 60 коров прочей муки, 10 волов откормленных, 20 волов с пастбищ и 100 овец, кроме других животных и откормленных птиц (3 Цар. 4:22-23). «Кор» — мера или мешок емкостью 393 литра. Для осуществления этой программы требовалась хорошо налаженная организация в каждой области.
Соломон содержал большую армию (3 Цар. 4:24-28). В придачу к уже организованной Давидом армии Соломон пользовался также хорошо обученной конницей из 12 000 всадников и имел 1400 колесниц, которые содержал в «колесничных городах» по всей стране и в Иерусалиме (3 Цар. 10:26-29; 2 Пар. 1:14-17). Эти «колесничные города», обнаруженные археологами в Гацоре, Мегиддо, Фаанахе, Тель-эль-Хеси (Еглоне) и других местах, представляли собой целые комплексы из жилищ для персонала, отличных конюшен (даже с водопроводом!) и помещений для колесниц. Всего Библия сообщает о «сорока тысячах стойл для коней колесничных и двенадцати тысячах для конницы» (3 Цар. 4:26). В Иерусалиме конюшни были вырублены прямо в скале, и спустя почти две тысячи лет после Соломона ими пользовались рыцари-крестоносцы Готфрида фон Буйона (герцога Бульонского), отвоевавшие Иерусалим у мусульман. Такое конное хозяйство требовало постоянных поставок «ячменя и соломы», что увеличивало бремя налогов. Однако затраты частично восполнялись оживленной торговлей конями и колесницами. Благодаря своему географическому положению Израиль обладал подлинной монополией на эту торговлю (3 Цар. 10:28-29). Чтобы поддерживать и развивать это процветающее хозяйство, нужны были умелая организация и мудрое управление.
Строительство храма
Самым важным в обширной строительной программе Соломона было строительство храма. В то время как другие строительные проекты едва упоминаются, приблизительно 50% описания царства Соломона в Библии посвящено строительству и освящению центра религии Израиля — Иерусалимского храма. Это было исполнением сокровенного желания Давида, выраженного еще в начале его царствования: создать в Иерусалиме центральное место поклонения.
Договоры с Хирамом, тирским царем, заключенные Давидом, оставались в силе и при Соломоне. Хирам царствовал над двумя финикийскими территориями с центрами в городах Тире и Сидоне. Они составляли одну политическую единицу с XII по VII век до Р. X. Хирам был богатым и влиятельным правителем с обширными торговыми связями по всему Средиземноморью. Поскольку у Израиля была сильная армия, а финикийцы обладали могущественным флотом, дружеские отношения были выгодными для обеих стран. Кроме того, финикийцы были талантливыми архитекторами и мастерами по ценным строительным и отделочным материалам, торговля которыми на Ближнем Востоке была в их руках. Поэтому дружба с Хирамом была мудрым шагом со стороны Соломона. В Иерусалим были выписаны архитекторы, строители и отделочники из Финикии. Главным над ними был поставлен Хирам-Авий (Хурамаби), чей отец был тоже из Тира, а мать — израильтянкой из колена Данова (2 Пар. 2:14). За квалифицированных специалистов и доставку дерева из Ливана Соломон платил царю Хираму ежегодно «двадцать тысяч коров пшеницы и двадцать коров оливкового выбитого масла».
Работы по строительству храма были тщательно организованы. Для обработки ливанских кедров для храма было набрано 30 000 израильтян. Под руководством Адонирама, ответственного за это дело, работа была организована в три смены. Только 10 000 работало по одному месяцу попеременно в Ливане, возвращаясь потом на два месяца домой. Из проживающих в Израиле 150 000 пришельцев 70 000 было использовано в качестве носителей тяжестей, 80 000 в качестве каменотесов и 3600 в качестве надзирателей (2 Пар. 2:17-18). Во 2 Пар. 8:10 упоминаются 250 приставников из израильтян. На основании 3 Цар. 5:16 и 9:23, всего было 3300 начальников, над которыми стояло 590 главных приставников. По-видимому, 250 из них были израильтянами. Оба описания дают общее число 3850 человек, надзиравших за рабочей силой из 150 000 человек.
Современным археологам не известно никаких остатков храма Соломона. Приблизительное представление о храмовой архитектуре той эпохи дает обнаруженное при недавних раскопках святилище в Араде, городе, расположенном в 29 км северо-восточнее Вирсавии, датируемое Иохананом Ахарони временами Соломона. Вершина горы Мориа, расположенной в северной части Иерусалима и занятой в свое время Давидом, была срыта, чтобы на образовавшейся площадке можно было построить храм Соломона. Трудно определить размеры площади, на которой стоял храм, разрушенный в 586 году до Р. X. царем Вавилона Навуходоносором П. После восстановления в 520 году до Р. X. храм был снова разрушен в 70 году от Р. X. С VII века от Р. X. на том месте, которое считается самым священным местом в мировой истории, стоит мусульманская мечеть Омара. Сегодня эта храмовая площадь занимает от 14 до 16 га, и плато на вершине горы Мориа теперь значительно обширнее, чем в дни Соломона.
Храм был по площади в два раза больше скинии Моисея. Так как храм был капитальным зданием, то он отличался более тщательной планировкой, был просторнее, окружен дополнительными пристройками и имел вокруг более обширный двор. Сам храм стоял фасадом к востоку с притвором или входом глубиной 4,5 м во всю ширину фасада. Двустворчатые врата шириной 4,5 м были обложены золотом и украшены цветами, пальмами и херувимами и вели в Святое место. В русском переводе это место названо давир. Этим древнееврейским словом в те времена обозначали и упомянутое Святое место, и меньшее помещение — Святое святых. Отсюда — некоторые неясности в русском переводе. Это было помещение размером 10х20х15мс полом из кипарисового дерева и с потолком и стенами из кедра. Стены были украшены херувимами, вырезанными из масличного дерева и покрытыми листовым золотом. Естественный свет проникал через окна на каждой стороне прямо у потолка. Вдоль каждой стены в этом помещении стояли пять золотых столов для хлебов предложения и пять семисвечников из чистого золота. В глубине стоял жертвенник для курения фимиама, сделанный из кедрового дерева и обшитый золотом.
За жертвенником были створчатые ворота, ведущие во Святое святых. Это помещение было размером 10х 10х 10 м. Даже когда врата бывали открыты, завеса из голубой, пурпурной и червленой тонкой ткани заслоняла внутренность самого давира. Внутри стоял ковчег завета, который считался самым священным предметом. На каждой стороне стоял громадный херувим с пятиметровым размахом крыльев, так что четыре крыла простирались во всю ширину помещения.
Вокруг внешних трех стен самого храма на северной, южной и западной сторонах тянулась опоясывающая пристройка в три яруса с помещениями, которые использовались как самими служителями, так и под склады. По сторонам входа в храм стояли громадные столбы, которые назывались Иахин и Воаз. Согласно 3 Цар. 7:15 и ел., они были 8 м в высоту и 6 м в окружности, сделаны из меди и украшены гранатовыми яблоками(Та же цифра 8 м для высоты этого столба дана в 4 Цар. 25:17 и в Пер. 52:21. Во 2 Пар. 3:15 высота столба 15,5 м. Кейль полагает, что это произошло из-за смешения при переводе двух букв, которыми обозначались цифры в древнееврейском тексте. Буквы настолько похожи, что могли быть перепутаны или даже просто небрежно написаны самим древним переписчиком.). Верхушка каждого столба была украшена бронзовой капителью («венцом») в 2,5 м высотой.
На восток от входа в храм простирались два открытых двора (2 Пар. 4:9). Их размеры, как и многие другие, не могут считаться точными. Упоминаемые в Библии «локоть» и «большой локоть» имели соответственно 46 и 52 см. Однако в 2 Пар. 3:3 есть оговорка о размерах локтя — «по прежней мере». Она означает, что в Израиле были в употреблении так называемый египетский локоть и некая международная мера длины, используемая финикийцами в торговых операциях по всему Средиземноморью, тоже называемая локтем. Не следует упускать из виду также и то, что во время написания исторических книг Библии на Ближнем Востоке общепринятой мерой был ассиро-вавилонский локоть. Приблизительные размеры, данные в этой книге, достаточно достоверны, чтобы составить представление об Иерусалимском храмовом комплексе. Первый двор — двор священников — был 45 м шириной и 90 м в длину. Здесь, лицом к храму, стоял громадный жертвенник для всесожжении. Он был сделан из меди и имел квадратную форму со стороной в 9-10 м, а высотой — в 5 м. Этот жертвенник имел стороны в четыре раза, а площадь — в 16 раз больше того, каким пользовались во времена Моисея. Медное море, расположенное на юго-восток от входа тоже на этом дворе, производило внушительное впечатление. Имея форму чаши, оно было 2,5 м глубиной, 5 м в диаметре и 15 м в окружности. Отлитое из меди толщиной в 7,5 см, оно покоилось на 12 волах — по три с каждой стороны. Вес этого гигантского умывальника был, вероятно, около 25 т. Согласно 3 Цар. 7:46, это медное море, громадные столбы и дорогие сосуды для храма — все отливалось в формах, вырытых прямо в естественных глиняных пластах, залегающих в левобережье Иордана.
Помимо «моря» — громадного резервуара, вмещавшего почти восемьдесят тысяч литров воды и служившего для снабжения ею левитов и священников во время храмовых служений, — было еще десять небольших медных резервуаров, по пять с каждой стороны храма (3 Цар. 7:38; 2 Пар. 4:6). Они были около полутора метров глубиной и стояли на колесах, чтобы их можно было передвигать туда, где в течение жертвоприношения они были наиболее нужны для омыва-ния разных частей туш жертвенных животных.
В том же дворе был сооружен медный амвон (2 Пар. 6:13), и на нем стоял царь Соломон во время освящения храма.
На восточной стороне ступени вели вниз со двора священников во внешний, или большой, двор (2 Пар. 4:9). По аналогии с размерами скинии Моисея эта площадь была размером 100 х 200 м. Этот большой двор был окружен каменной стеной с четырьмя массивными, обложенными медью воротами, через которые можно было пройти в окружение храма (1 Пар. 26:13-16). По Иезекиилю 11:1, восточные ворота служили главным входом. Просторные галереи, образованные колоннадами, и подсобные помещения служили хранилищами для предметов, необходимых левитам и священникам при богослужениях и жертвоприношениях.
В последние годы выработался новый, более углубленный взгляд на влияние культурного фона той эпохи на архитектуру и отделку храма. Библейское изложение было тщательно проверено результатами исследований археологических находок, относящихся к храмовому строительству и архитектурным решениям, характерным для тогдашних цивилизаций Египта, Месопотамии и Финикии. Хотя Эдерсгейм писал в 1880 году, что план и архитектура храма Соломона были строго еврейскими, археологи единодушны в том, что искусство и архитектура были, в основном, финикийскими. В Писании ясно говорится, что Соломон нанял архитекторов и строителей у тирского царя Хирама. В то время как Израиль поставлял рабочую силу, финикийцы дали художников и надзирателей для строительства. Со времени раскопок сирийского Тель Тайната (древняя Хаттина) в 1936 году, которые проводил Чикагский университет, стало ясно, что архитектура и отделка храма в Иерусалиме были характерны для Финикии в X веке до Р. X. Поэтому вполне разумно окончательную разработку устройства и отделки храма приписать финикийским архитекторам и художникам, поскольку еще Давид, а за ним и Соломон нанимали их именно для этого. При ограниченности доступной информации было бы трудно провести четкую линию между планом, предложенным царями Израиля, и вкладом, который внесли в строительство храма финикийцы.
Освящение храма
Поскольку строительство храма было завершено в восьмом месяце 11 года (3 Цар. 6:37-38), весьма вероятно, что церемония освящения происходила в седьмом месяце 12 года, а не за месяц до окончания строительства. Это дало бы достаточно времени для тщательной подготовки к такому великому историческому событию (3 Цар. 8:19; 2 Пар. 5:2—7:22). На столь важном торжестве в лице старейшин и вождей был представлен весь Израиль.
Праздник кущей, который не только напоминал евреям, что они некогда были странниками в пустыне, но служил также поводом для благодарения после уборки урожая, начинался в пятнадцатый день седьмого месяца. Эдерсгейм заключает, что церемонии освящения происходили в течение недели перед праздником кущей. Весь праздник длился две недели (2 Пар. 7:4-10), и на нем присутствовали представители израильтян от Емафа до границ Египта. В своих комментариях на 3 Цар. 8:63 Кейль допускает, что там присутствовало 100 000 отцов и 20 000 старейшин. Только таким образом можно объяснить наличие тысяч животных, принесенных в жертву по такому беспрецедентному случаю.
Соломон был главным лицом на этих церемониях. И его положение в этих церемониях как царя Израиля было уникальным. По завету все израильтяне были Божьими слугами (Лев. 25:42,55; Иер. 30:10 и др. места) и рассматривались как царство священников Бога (Исх. 19:6). На протяжении служения освящения Соломон берет на себя роль Божьего слуги, представляя народ, избранный Богом быть Его собственным народом. Такое общение с Богом было доступно пророкам, священникам, а также всему народу Божьему и его царю в силу подлинного признания Богом их избраннического достоинства. В этой роли Соломон возносил молитву, произносил освятительную речь и совершал богослужение во время жертвоприношения.
В религиозной жизни Израиля освящение храма было самым значительным событием после того, что произошло на Синае. Внезапное превращение из порабощенной нации в Египте в независимый народ в пустыне было важным проявлением Божьей силы для блага Его народа. В этот период была воздвигнута скиния, чтобы помочь им признать Бога и служить Ему. Теперь при Соломоне был воздвигнут храм. Этим узаконивалось не только основание престола Давида в Израиле, но и его упрочение на столетия. Возможно, израильтяне были охвачены предчувствием вечности престола Давида, хотя они и не знали о Божьем завете с Давидом и обетовании ему (2 Цар. 7: 16). Так ЖС КлК Божье присутствие было проявлено видимым образом в облачном столбе над скинией, так и Его слава, витающая над храмом, означала Божье благословение и благоволение. Она служила божественным подтверждением учреждения царства, как и ожидал Моисей (Втор. 17:14-20).
Грандиозные строительные проекты
Дворец Соломона, «Дом из дерева ливанского», упоминается вкратце в 3 Цар. 7:1-12; 2 Пар. 8:1. Он был закончен в тринадцатилетний срок, а в целом на постройку дворца и храма ушло двадцать лет. Скорее всего, он был построен на южном склоне горы Мориа между храмом и Сионом, «городом Давида». Дворец был расположен несколько ниже храма, зато был хорошо виден со склона, на котором размещался район Офел, — практически весь тогдашний Иерусалим. Между Офелом и горой Мориа пролегала долина, в те времена довольно глубокая, а позднее засыпанная Маккавеями. Дворец отличался сложной и продуманной планировкой. Он включал в себя правительственные помещения, жилище для дочери фараона, а также резиденцию Соломона и занимал пространство в 50 х 25 х 15 м. В строительную программу входило также расширение стен Сиона (Иерусалима) к северу, чтобы они включали как дворец, так и храм в пределы главного города Израиля(Милло, упоминаемый в 3 Цар. 9:15,24, был крепостью, а точнее, укрепленной террасой в северной части «города Давидова» (Сиона). От него и планировалось строительство стен к северу).
Постоянная могучая армия Соломона тоже требовала различных фортификационных работ по всему царству. Система обороны была также тесно связана с сооружением городов-хранилищ для административных целей. Внушительный список городов, свидетельствующий об обширности строительных программ Соломона, дается в 3 Цар. 9:15-22 и во 2 Пар. 8:1-11. Газер, бывшая крепость хананеев, была захвачена египетским фараоном, а когда Соломон получил ее в качестве приданого, он использовал ее как стратегический форт. Раскопки на площади в 5 га в Мегиддо показали, что здесь у Соломона были удобные помещения для 450 коней и 150 колесниц. Эта крепость охраняла стратегически важную долину Мегиддо (Изреель), через которую проходила самая главная торговая дорога между Египтом и Сирией. С точки зрения военных и торговых интересов эта дорога имела жизненно важное значение для Израиля. Га-цор тоже был раскопан — сначала под руководством Гар-станга, а затем под руководством израильских археологов.
Другие города, которые упоминаются в связи с военно-стратегическими программами Соломона, это — Вефорон, Ваалаф, Емаф-Сува и Фадмор («Фадмор в пустыне» был наиболее удаленным северным форпостом империи, ныне Тадмор в Сирии; не следует путать с Тамарой, расположенной к югу от Соленого моря). Помимо этих, еще ряд городов служили штабами или столицами административных областей (3 Цар. 4:7-19). Археологические находки в Веф-самисе и Лахисе указывают, что постройки с большими помещениями в этих городах могли вмещать множество запасов. Новейшие открытия дали нам значительное количество информации об обширных строительных проектах Соломона, на которые Библия только делает намек.
Внешняя и внутренняя торговля и государственные доходы
Ецион-Гавер и Елаф бегло упоминаются в 3 Цар. 9:26-28 и во 2 Пар. 8:17-18 как порты Соломона в заливе Акаба. Ныне в этой местности расположены два порта — Акаба и Эй-лат. А неподалеку находится Тель-эль-Келейфех, раскопки в котором пролили свет на былое значение двух портов Соломона. Если сам Тель-эль-Келейфех и не является местом расположения этих городов, он вполне мог быть пригородом Ецион-Гавера или Елафа. Тель-эль-Келейфех как укрепленный индустриальный, портовый и торговый центр был узлом, к которому сходились сухопутные и морские пути трех важнейших регионов — Африки, Аравии и Палестины-Сирии. Для государства Израиль он может сравниться по важности с другими укрепленными областными и колесничными городами, как, например, Га-цор, Мегиддо и Газер.
Между Палестиной и Ецион-Гавером простиралась Ва-ди-Араба (или Вади-эль-Араба — «пустынная долина»), по которой в большом количестве были разбросаны медные и железорудные шахты. Давид уже расставил укрепления по всему Едому, когда утверждал свое царство (2 Цар. 8:14). Многочисленные плавильные печи в Вади-Араба снабжали, вероятно, Тель-эль-Келейфех железом и медью для дальнейшего обогащения и производства литейных форм для торговых целей. Там была обнаружена самая крупная во всем цивилизованном мире того времени плавильная печь. Почти три тысячелетия назад металлурги царя Соломона применяли метод, который впоследствии был утрачен и вновь разработан Генри Бессемером лишь в конце XIX столетия от Р. X.! Добычей меди в Иорданской долине (3 Цар. 7:45-46) и по всей Вади-Араба Соломон подтверждал заявление во Втор. 8:9 о том, что обетованная земля богата медью.
Развив и взяв под контроль металлургию Палестины, Соломон был в состоянии заниматься торговлей. Финикийцы при царе Хираме имели связь с обогатительными заводами в отдаленных районах Средиземноморья — как, например, с Испанией — и потому могли не только строить обогатительные заводы для Соломона, но и содействовать ему в торговле со странами Средиземноморского бассейна. А через Ецион-Гавер Израиль смог вести торговлю медью и железом уже самостоятельно — с Юго-Западной Аравией и африканским побережьем Эфиопии(В библейском тексте упоминаются «корабли фарсисские». Название нескольких городов древнего мира «Фарсис» (в том числе и Таре, родина апостола Павла) происходит от слова, означавшего «обогатительный завод». Поэтому «кораблями фар-сисскими» называли корабли, отправлявшиеся от района обогатительных плавилен в Ецион-Гавере. Поскольку финикийцы владели полной монополией на торговлю в Средиземном море, морские операции Соломона были ограничены Красным морем). Юго-Западная Аравия в те времена уже была прозвана «Счастливой Аравией». Она была главным поставщиком пряностей и ряда редких товаров в цивилизованный мир. Объединенные общим названием Магриб («Запад») там, на территории примерно нынешнего Йемена, процветали четыре государства — Минея, Катаван, Хадрамаут и Сава. На африканском побережье, примерно там, где ныне граничат Эфиопия и Сомали, находилась овеянная легендами страна Офир. Еще царица Хатшепсут, сестра-супруга-соперница фараона Тутмоса III, почти за пять столетий до Соломона старалась наладить торговые связи с этой страной. После Хатшепсут не один египетский фараон мечтал завладеть ею. И только великий царь Израиля установил прочные и взаимовыгодные торговые отношения со сказочным Офиром. Соломон, «царь меди», как прозвали его историки, отправлял туда медь и железо, а оттуда его корабли доставляли в Израиль золото, серебро и железо, слоновую кость, а также экзотических африканских животных (Библия упоминает обезьян и павлинов). Эти продолжительные плавания, доставлявшие золото из Офира, совершались, по описанию, «в три года раз». Ученые установили, что это означало отправку кораблей в ноябре-декабре первого года отсчета, пребывание в Африке и торговые операции там в течение не менее года и возвращение на третий год до наступления летней жары. Торговля с Офиром чрезвычайно обогащала Соломона, так что по богатству ему не было равных (2 Пар. 9:20-22; 3 Цар. 10:11-12).
Израильтяне доставляли коней из Кувы Киликийской и из области Муцри(1 Название Муцри относится к провинции восточнее Киликии, где при фараоне Тут-мосе III располагались египетские пограничные заставы и поселения чиновников, торговцев, слуг и рабов. Название созвучно древнееврейскому названию Египта (Мицраим). В просторечии жителей этой области называли египтянами), а колесницы — от своих соседей египтян. Купцы царя Соломона были монопольными посредниками в торговле конями и колесницами между Малой Азией и Египтом (3 Цар. 10:25-29; 2 Пар. 1:14-17). В свое время Давид подрезал жилы у всех захваченных им коней, «оставив себе из них для ста колесниц» (2 Цар. 8:4). Армия Соломона располагала десятками тысяч коней. Это было важно не только в военном отношении, но и обеспечивало гужевым транспортом все торговые пути, проходившие через территорию Израиля. Доходы Соломона возрастали также за счет таможенных пошлин, получаемых с многочисленных верблюжьих караванов, перевозивших пряности из Юго-Западной Аравии на север в Финикию и Сирию, а также в Египет.
За свое богатство и процветание страны царь Соломон заслужил международное уважение и признание, а его богатство еще умножалось и за счет подарков от правителей ближних и дальних народов. В ответ на свою молитву в начале царствования он получил мудрость, так что люди из других стран приезжали послушать его притчи, его песни и его речи на разные темы (3 Цар. 4:29-34). Рассказ о посещении царицы Савской представляет собой только один, но весьма содержательный пример. Путешествие царицы с караваном верблюдов, везущих дары и покрывших 1930 км, могло быть вызвано коммерческими интересами. Молодое государство Сава созидало свою экономику в основном на торговле пряностями. Через Израиль савские купцы получали выход в Египет и Финикию, а через последнюю — ко всем странам Средиземноморского бассейна. Через царя Соломона бедный строительной древесиной Магриб (Йемен) мог получать ливанские кедры, которые доставлялись морем от Ецион-Гаве-ра. Медь, железо и литейные формы были также монополией Соломона. Мимо царства Сава пролегали морские маршруты торговых кораблей Соломона в богатый Офир. Царица Савская могла вести переговоры с Соломоном и об участии на паях в заморских торговых операциях царя Израиля. Ее миссия была весьма успешной (3 Цар. 10:13). Хотя Соломон помимо удовлетворения ее просьб возвратил ей все, что она привезла, он вряд ли поступал таким же образом со всеми посещавшими его царями и правителями Аравии, привозившими ему дары (2 Пар. 9:12-14). Трудно оценить описываемое здесь богатство, но не может быть сомнения, что Соломон был самым богатым и мудрым из всех царей, когда-либо правивших в Иерусалиме.
Отступничество и его последствия
Последний период царствования Соломона трагичен (3 Цар. 11). Царь Израиля достиг зенита успеха и мудрости, богатства, известности и международного признания по благословению Божьему. Но почему он так бесславно закончил свое сорокалетнее царствование, останется навсегда загадкой. В конце концов многие признали это повествование не заслуживающим доверия и противоречивым и пустились на поиски других объяснений. Дело в том, что Соломон, игравший главную роль при освящении храма, отошел от чистосердечной преданности Богу, как это сделал в свое время Израиль в пустыне после построения скинии. Тем самым Соломон нарушил самую первую заповедь, допустив поклонение идолам в Иерусалиме.
Брачные связи между царскими семьями Ближнего Востока были обычным явлением. В начале своего царствования Соломон заключил союз с фараоном через брак с его дочерью. Хотя он привез ее в Иерусалим, нет основания полагать, что она привезла туда и своих идолов (3 Цар. З:1) (1 Этот брак мог относиться к более поздним событиям. Иеровоам нашел убежище в Египте вопреки существовавшей в те времена практике выдачи политических перебежчиков дружественными государствами (см. главу б настоящей книги). Возможно, разграбление Иерусалима Сусакимом (Шешонком I) было лишь возвратом египетских культовых ценностей). На вершине своего успеха Соломон брал себе жен из моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок и хеттеянок. Кроме этого, он набрал себе гарем из 700 жен и 300 наложниц. Было ли это сделано по политическим или дипломатическим соображениям для обеспечения мира и безопасности или это было попыткой превзойти других царей, чья роскошь определялась величиной их гарема, этого нельзя установить. Но тем не менее это противоречило прямому повелению Бога: Втор. 17:17 является не только повелением, но и содержит в себе пророчество, изреченное Богом через Моисея, что сердце царя может развратиться. Множество жен послужило причиной его падения, он растратил свое сердце на них, уклонившись от Господа( Возможно, появление идолов было связано с интересами внешней торговли. Обеспечение иностранцев местами поклонения способствовало повышению их интереса к Иерусалиму и создавало для них благоприятные условия пребывания в Израиле).
Соломон не только проявил терпимость к идолопоклонству, но и сам поклонялся Ашторет, финикийской богине плодородия, которая у греков известна под именем Астарта, а у жителей Вавилона как Иштар. Для поклонения Милхому, или Молоху, аммонитскому божеству, и Хамосу, богу моави-тян, Соломон устроил высоты на горе восточнее Иерусалима. Эти высоты просуществовали в течение трех с половиной веков и оскверняли соседствовавший с ними Иерусалимский храм до дней Иосии (4 Цар. 23:13). Он также соорудил жертвенники другим чуждым божествам, не названным по именам (3 Цар. 11:8).
Идолопоклонство — нетерпимое явление. Оно было нарушением первых двух заповедей Десятисловия (Исх. 20). Обличение Бога (3 Цар. 11:9-13) было, вероятно, передано Соломону через пророка Ахию, упоминаемого позже в той же главе. Из-за непослушания Соломона царство Израиля подлежало разделению, но только после его кончины. Династия Давида будет продолжать править только частью царства — ради Давида, с которым Бог заключил Свой завет, и ради Иерусалима, который Бог избрал. Бог не нарушит своего обетования, данного в завете Давиду. Хотя Соломон и потерял Его благословение и расположение, но милости Божьей не лишился (2 Цар. 7:14-15). На время наказание было отложено. Итак, ради Давида царство не было нарушено в дни Соломона, но противники восстанут с угрозой миру и безопасности государства перед самым концом его царствования.
Адер-идумеянин был одним из противников Соломона. При захвате Едома Иоавом, Адер, в жилах которого текла царская кровь, был спасен слугами и доставлен в Египет, будучи еще ребенком. Тут он женился на сестре египетской царицы и пользовался расположением и привилегиями царского двора. После смерти Иоава и Давида он возвратился в Едом и со временем укрепился настолько, что стал представлять угрозу Соломону в последние годы его царствования (3 Цар. 11:14-23). Положение Соломона, «царя меди», а также и его прибыльная торговля в Аравии и на Красном море были под угрозой.
Разон Дамасский представлял, пожалуй, еще большую угрозу (3 Цар. 11:23-25). Образование независимого Арамейского или Сирийского царства представляло серьезную политическую угрозу, затрагивающую торговые отношения. Давид захватил Емаф, когда было сломлено могущество Ад-раазара. Соломон счел необходимым построить там города для запасов (2 Пар. 8:3-4). В его руках был даже Типсах на Евфрате (3 Цар. 4:24), что было крайне важно для владения торговыми путями. Во время царствования Соломона Разо-ну удалось укрепиться в Дамаске, где он представлял постоянную угрозу миру и благополучию Израиля в последние годы царствования Соломона.
Дело обернулось так, что один из собственных доверенных людей Соломона Иеровоам, сын Наватов, оказался причиной раздора в Израиле. Будучи весьма способным человеком, он был поставлен начальником над рабочими, используемыми в принудительном труде при восстановлении и ремонте стен Иерусалима и строительстве Милло. Он использовал эту возможность для личной политической выгоды и приобрел себе последователей. Однажды пророк Ахия встретил его, взял его новую одежду, разорвал ее на двенадцать частей и дал ему десять из них. Этим символическим жестом он показал Иеровоаму, что царство Соломона будет разделено так, что два колена останется для династии Давида, а Иеровоам будет царствовать над остальными десятью. Иеровоам получил заверение, что его царство будет так же прочно устроено, как и царство Давида, при условии его чистосердечного послушания Богу.
По-видимому, Иеровоам не хотел дожидаться исполнения всего этого, а сразу же проявил какое-то неповиновение царю. 2 книга Паралипоменон говорит, что Иеровоам «возмутился против господина своего», а 3 книга Царств — что он «поднял руку на царя». Оба эти текста принято считать иносказательными, а не буквальными, но, так или иначе, Соломон, вероятно, почуял мятеж, потому что искал возможности убить Иеровоама (3 Цар. 11:40). Кончилось это тем, что Иеровоам бежал в Египет, где нашел убежище у Сусакима (Шешонка I) до самой смерти Соломона.
Хотя царство устояло и не было разделено при жизни Соломона, ему пришлось пережить страхи перед мятежом и разделением царства. В результате его непослушания Богу мир и общее благополучие всего царства оказались под угрозой.
Таблица IV. Цари и пророки периода разделенного царства
Дата | Северное царство | Пророки* | Южное царство | Ассирия** | Сирия |
931 | Династия Иеровоама: Иеровоам
Нават |
Ахия
Самей* Адда |
Ровоам
Авия Аса |
Разон | |
909 | Династия Ваасы: Вааса
Ила (Замврий) |
Азария Ананий* Иуй* | |||
885 | Династия Амврия: | ||||
Амврий(Фамний) | Илия | Иосафат | Ашурнасирпал | Венадад | |
Ахав | Михей II Елиезер* | ||||
Охозия | Елисей | Иорам | |||
Иорам | Иодай* | Охозия | Салманассар III | ||
841 | Династия Ииуя: | Гофолия | Азаил | ||
Ииуй | Захария* | Иоас | |||
Иоахаз | Амасия | Венадад | |||
Иоас | Иона | Азария | |||
Иеровоам II | Осия Амос | ||||
Захария | |||||
752 | Последние цари: Селлум | Иоафам | |||
Менаим | Исайя | Тиглатпалассар | |||
Факия | Одед | Ахаз III | Рецин | ||
Факей | Салманассар V | ||||
Осия | Саргон II | ||||
722 | Падение Самарии | Миха | Езекия Манассия
Аммон |
Сеннахериб Ассаргадон Ашурбанипал | |
640 | Иеремия Олдана
(Иезекииль) |
Иосия
Иоахас Иоаким Иехония II Седекия |
Вавилон Навополассар
Навуходоносор |
||
586 | (Даниил) | Падение Иерусалима |
* Звездочками отмечены мужи Божьи, которых Писание прямо не называет пророками. ** Имена правителей Ассирии даны не в библейском написании, а как они пишутся в исторической науке и в тексте нашей книги.