Глава 14 НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ ЦАРЕЙ ИЗ РОДА ДАВИДОВА
Введение
В течение целого столетия Иудейское царство сосуществовало бок о бок с расширяющейся Ассирийской империей. С тех пор как Ахаз поплатился свободой Иудеи по договору с Тиглатпалассаром III, жизнь этого маленького царства менялась в зависимости от прихотей еще пяти правителей Ассирии. При смене на престоле Давида то нечестивых, то праведных царей само сохранение этой частичной независимости не было гарантировано; все зависело от договоров, дипломатических маневров, а иногда — чудесного Божьего вмешательства. Теперь же, когда Ассирия разжала кулак, позволив Иудее вздохнуть свободней, в течение 30 лет правления Иосии вновь ожили надежды на национальное возрождение. Но внезапное прекращение его царствования явилось началом конца Южного царства. Не прошло и 25 лет, как эти надежды рухнули. В 586 году до Р. X. развалины Иерусалима свидетельствовали об исполнении пророчества Исайи: царство Давида оказалось под властью Вавилона (4 Цар. 20:17-18).
Иосия: период оптимизма
В 8-летнем возрасте Иосия внезапно стал царем после своего отца Амона. После 31 года царствования (640-609 гг. до Р. X.) он был убит в сражении на равнине Мегиддо. Деятельность Иосии (изложенная кратко в 4 Цар. 22:1—23:30 и 2 Пар. 34:1—35:27) сводилась, главным образом, к религиозным реформам.
Слабеющее влияние Ассирии в последние годы царствования Ашурбанипала, умершего около 630 года до Р. X., дало Иудее возможность распространить свое влияние на северные территории. Весьма вероятно, что политические вожди предвкушали включение северных колен в Южное царство и даже расширение его границ до пределов империи Соломона. После захвата ассирийского города Ассура мидянами в 614 году до Р. X. и разрушения Ниневии в 612 году союзными войсками Мидии и Вавилонии перспективы Иудеи стали еще более благоприятными. В этот период политических смут и восстаний на востоке Иудейское царство полностью освободилось от своей вассальной зависимости от Ассирии, что естественно привело к пробуждению национального чувства.
При широко распространенном по всему царству идолопоклонстве не было надежды на то, что царь-мальчик сможет восстановить поклонение истинному Богу. Вряд ли реформа Манассии проникла глубоко в народ, если его пленение, покаяние и возвращение произошли в последние десять лет его царствования. Амон был откровенно нечестив. Его двухлетнее царствование дало достаточно времени для возвращения народа к идолопоклонству. Нет основания сомневаться, что все это продолжалось при 8-летнем царе. На этом пути явного отступничества Иудейское царство мог ожидать лишь Божий суд, в соответствии с предупреждениями Исайи и других пророков.
Когда Иосия достиг совершеннолетия, он начал противостоять идолопоклонству. К 16 годам он искренно обратился к Богу. За четыре года вера его стала достаточно твердой и осознанной, так что он приступил к религиозной реформе (628 г. до Р. X.). В восемнадцатый год его царствования (622 г. до Р. X.) во время починки храма была обнаружена книга закона. Воодушевленные чтением этой «Книги Господней, данной Моисеем» и предупрежденные пророчицей Олдамой (4 Цар. 22:14 и ел.; в 2 Пар. 34:22 — Олдана) о неминуемом суде, Иосия и народ отпраздновали Пасху так, как еще никогда в истории Иудеи.
Хотя Писание молчит о подробностях религиозной деятельности в остальные 13 лет царствования Иосии, все же можно полагать, что он продолжал править благочестиво; Бог заверил его, что мир сохранится в его царстве до самой его смерти (2 Пар. 34:28).
Реформа началась в 628 году и достигла наивысшей точки во время празднования Пасхи в 622 году до Р. X. Так как ни книги Царств, ни Паралипоменон не дают детального хронологического порядка событий, весьма возможно, что заключительные, подытоживающие стихи каждой книги относятся ко всему этому периоду. К этому времени было уже политически безопасно для Иосии удалить все религиозные обряды, связанные с зависимостью Иудеи от Ассирии.
Чтобы избавить страну от идолопоклонства, нужны были крайние меры. На двенадцатом году царствования, оценив создавшееся положение, Иосия смело использовал свой царский авторитет и отменил все проявления идолопоклонства по всей Иудее и среди северных колен. Жертвенники Ваала были разрушены, были уничтожены «ашерим» — культовые места («капища», «дубравы») идолопоклонников, а также вся утварь, предназначенная для обрядов и идолослужения. Помещения в храме, где женщины ткали покрывала для Астарты и предавались культовому блуду, были перестроены и обновлены. Кони, посвященные солнцу, были удалены от входа, а колесницы сожжены огнем. Ужасный обычай принесения в жертву детей был строго запрещен. Воздвигнутые Манассией жертвенники во дворе храма были разбиты и их куски разбросаны по Кедронской долине. Даже некоторые высоты, возведенные Соломоном, и которые, вероятно, были еще в употреблении, Иосии пришлось сровнять с землей и осквернить костями мертвецов. (Такой способ осквернения сам по себе имеет языческое происхождение, но его и применяли для воздействия на людей с языческим мышлением.)
Священники, прикрепленные к идолопоклонническим святыням, были отстранены от служения. Их назначение было вызвано государственной политикой прежних царей в области религии. После этого каждение Ваалу, солнцу, луне и звездам прекратилось. Хотя Иосия отстранил их не только от идолослужения, но и от служения Богу, он позаботился о них, назначив им пособие из сокровищницы храма.
В Вефиле воздвигнутый Иеровоамом I жертвенник был разрушен Иосией. Более 300 лет он был публичным местом поклонения идолам, установленным первым царем Северного царства. Жертвенник был сокрушен, и истукан, заменивший, вероятно, золотого тельца, был сожжен(Обратите внимание, что это было исполнением предсказания неизвестного «человека Божия» из Иудеи в 3 Цар. 13:1-3.). Когда с близлежащего кладбища собирали кости для публичного осквернения этой высоты, Иосия обратил внимание на памятник Божьему пророку, так смело обличавшему Иеровоама (3 Цар. 13). Узнав, что муж Божий был погребен здесь, Иосия распорядился, чтобы его гроба не вскрывали.
По всей Самарии (Северное царство) также была проведена реформа; высоты были совершенно разрушены, а со священниками обошлись строже, чем в Южном царстве, — их подвергли заключению за служение идолам.
Созидательная сторона этой реформы проявилась в восстановлении и починке храма в Иерусалиме. Были собраны пожертвования народа Иудейского царства и северных колен, и под руководством левитов можно было приступить к работам. Со времен Иоаса (за 200 лет) храм пережил долгие периоды запущенности, особенно при Манассии. Когда первосвященник Хелкия начал собирать средства для платы рабочим, он нашел книгу закона. Хелкия передал ее Шафану, секретарю царя. Тот ее изучил и сразу же прочитал Иосии. Царь сильно взволновался, обнаружив, что народ не соблюдал закона. Хелкия и слуги царя стали искать человека, который мог бы дать им мудрый совет. Пророчица Олдама (Олдана), проживавшая в Иерусалиме, предсказала просто и ясно: проклятия и наказания за идолопоклонство неизбежны. Иерусалим не избежит Божьего гнева. Однако Иосия не увидит этого бедствия разрушения Иерусалима, потому что покаялся, прочитав книгу закона.
Под руководством царя старейшины Иудеи, священники, левиты и жители Иерусалима собрались для публичного чтения только что найденной книги закона. В торжественном завете царь Иосия при поддержке народа пообещал, что полностью посвятит себя послушанию закону.
Немедленно начались приготовления к празднованию Пасхи. Были назначены священники и восстановлены богослужения в храме. Прежде всего было уделено внимание организации служения левитов — согласно тому порядку, который был установлен при Давиде и Соломоне. Во время проведения праздника Пасхи особое внимание уделялось исполнению всего так, «как написано в книге Моисеевой» (2 Пар. 35:12). В соответствии с законом и при широком участии народа это празднование Пасхи превзошло все подобные торжества со времен Самуила (2 Пар. 35:18).
В Библии не сказано прямо, каково было содержание найденной в храме книги. Множество упоминаний об этой находке в библейском повествовании связывает ее происхождение с самим Моисеем. На основании такого простого взгляда книга закона могла содержать все Пятикнижие или только Второзаконие. Считающие Пятикнижие составным литературным произведением, принявшим окончательную форму в V веке до Р. X., ограничивают эту найденную книгу закона книгой Второзаконие или того меньше. В древнееврейском тексте говорится, что была найдена «книга указаний Господних» («сэфэр торат-Иегова»), что можно отождествить либо с Второзаконием, либо просто со сборником постановлений, выписанных из Пятикнижия, но не с самим Пятикнижием. Поскольку реформа совершалась уже в течение 6 лет до того как была обнаружена книга закона, у Иосии, должно быть, были предварительные знания об истинной религии. Когда книга была зачитана перед ним, он пришел в ужас, что народ Иудеи не соблюдал закон и не был ему послушен. Из Писания не видно, чтобы эта книга была в тот момент впервые обнародована или утверждена. Она уже имела авторитет непреложного закона, и Иосия боялся последствий непослушания ей. Еще когда она была дана Моисеем, эта книга закона сразу же стала сводом правил религиозной жизни, обязательных с того времени на все будущие времена. Иисус Навин, судьи и цари вместе с народом были обязаны выполнять ее требования в полном послушании. То, что «не соблюдали отцы наши слова Господня» (2 Пар. 34:21), встревожило Иосию, когда он попросил совета у пророчицы. Незнание закона не имело извинения, хотя книга закона была скрыта от народа продолжительное время.
Ужасное идолопоклонство царило в стране в течение полувека до того, как Иосия взошел на престол. Манассия и Амон фактически преследовали истинную религию. Поскольку Манассия не останавливался даже перед пролитием невинной крови, вполне разумно заподозрить его в уничтожении всех рукописей закона, которые распространялись по Иудее. За неимением письменных записей закона Иосия, по всей вероятности, обращался к тем священникам и старейшинам, у которых были достаточные познания в законе, чтобы они могли устно наставлять его. Отсюда твердая убежденность Иосии в первые 12 лет его царствования, что страна нуждается в реформе. Когда книга закона была прочитана ему, он ясно себе представил, что идолопоклоннический народ ожидает проклятие и осуждение. Зная слишком хорошо, какими гнусными делами занимались его отцы, он был потрясен, что суд может произойти в его правление.
Была ли книга закона действительно потеряна? Скорее всего, в дни Манассии было достаточно заинтересованных в законе людей, чтобы сохранить- несколько копий этой книги. Поскольку все переписывалось вручную, в обращении было сравнительно мало копий. После того как голоса Исайи и других пророков умолкли, благочестивых людей становилось все меньше из-за гонений. Если царского наследника Иосию удавалось прятать в течение 6 лет от нечестивой Гофолии, то разумно предположить, что книга закона могла быть спрятана от нечестивого Манассии и не видела света целых 50 лет.
Другая возможность сохранения этой книги закона обнаруживается на основании археологических данных. Так как в древние времена, да и позже, ценные записи и документы клались в краеугольные камни важных зданий, книга закона могла сохраниться в краеугольном камне храма(Ср. Втор. 31:25-26. Моисей позаботился о сохранении ее в ковчеге. В капитальном строении, таком, как храм, логично было хранить книгу закона в краеугольном камне). Тут-то и нашли ее рабочие Иосии. Перед своей смертью Давид наставлял Соломона: «И храни завет Господа… как написано в законе Моисеевом» (3 Цар. 2:3). Именно в здании храма, в его краеугольном камне, было бы разумно спрятать все Пятикнижие или хотя бы закон Моисея. Возможно, что это было заботой свыше о сохранении Пятикнижия в течение более 300 лет, когда Иудейское царство управлялось царями, отвергавшими Бога и Его завет с Израилем. Взятая из храма в дни реформы Иосии, книга закона стала «живым словом» для поколения, которое взяло ее с собой в вавилонский плен.
Представляла ли реформа при Иосии настоящее пробуждение среди простого народа, нельзя сказать с уверенностью. Поскольку она вводилась по приказу царя, ее противники не сопротивлялись ей открыто при жизни Иосии. Но как только он умер, при Иораме многие вернулись к идолопоклонству.
Иеремия был призван на пророческое служение на тринадцатом году царствования Иосии, в 627 году до Р. X. Так как Иосия уже начал свою реформу, можно полагать, что пророк и царь действовали рука об руку(Служение Иеремии в дни правления Иосии не описано ни в книгах Царств, ни в книгах Паралипоменон. То, что случилось с ним в дни Иоакима, позволяет думать, что подлинного возрождения истинной религии не произошло). Проповедь Иеремии (гл. 2-4) отражает напряженные отношения между Богом и Израилем. Как неверная жена, которая нарушила свои брачные обеты, так Израиль оставил своего Бога. Иеремия с полным основанием предупреждал, что Иерусалим может ожидать той же участи, которая постигла Самарию 100 лет тому назад. Трудно сказать, сколько из сказанного у Иеремии в главах 1-20 относится к правлению Иосии. Может показаться странным, что пророческое слово пришло от Олдамы, а не от Иеремии, когда книга закона была прочитана царю. Однако царю был необходим немедленный совет по возникшей проблеме, а Олдама жила в Иерусалиме, потому, видимо, и обратились к\ней. Иеремия же жил в Анафофе, в 5 км к северо-востоку от Иерусалима.
Когда по Иерусалиму поползли слухи о падении Ассура (614 г.) и разрушении Ниневии (612 г.), Иосия, несомненно, направил свое внимание на международные дела. Имея хорошо оснащенную и подготовленную армию, он переоценил свои возможности и совершил роковую ошибку. После разрушения Ниневии мидийским царем Киаксаром спасшиеся от истребления жители во главе с Ашурубаллитом II бежали в район Харрана и основали там новое Ассирийское царство. В 610 году до них добрались соединенные силы мидийцев Киаксара и вавилонян Навополассара. В 610 и 609 годах Харранское царство было захвачено ими, но ассирийцы были еще многочисленны, организованы и вооружены. В этот момент египетский фараон Нехао отправился, как повествует 2 Пар. 35:20, «на войну к Кархемису на Евфрате», что недалеко от Харрана. О цели его похода остается только гадать(Заметьте, что перевод 4 Цар. 23:29 в свете археологических открытий должен читаться так: «…царь Египта пошел к царю Ассирийскому». Вполне очевидно, что фараону Нехао незачем было добивать уцелевших ассирийцев и этим помогать новым развивающимся соперникам на мировой арене — мидийцам и вавилонянам. Напротив, поддержав и укрепив новое царство Ашурубаллита II в Харране, он получил бы и союзников, и буферные территории между Египтом и Междуречьем. Такую дальновидность фараона Нехао косвенно подтверждает и негативный итог его похода: Навополассару он, видимо, стал врагом из-за своей помощи ассирийцам и в 605 г. был разбит его сыном Навуходоносором II при Кархемисе. Нельзя исключать и того факта, что после 616 г. до Р. X. Ассирия установила союзнические отношения с Египтом (см. главу 15 настоящей книги). Роковая ошибка Иосии состояла не в том, что он сам пошел на смерть (это и нельзя было предвидеть), а в том, что он, по инерции антиассирийских настроений, не разглядел появления на исторической сцене нового могучего врага). Иосия был не заинтересован в сохранении на севере вооруженных и лишенных своей страны ассирийцев, тем более в их соединении с войсками фараона, а также и во вторжении, пусть временном и мирном, чужеземных войск в свою страну. Он поспешно двинул свои войска к Мегиддону в попытке остановить египтян. В этом сражении Иосия получил смертельную рану, а его армия была разбита. Так неожиданно рухнули национальные и религиозные надежды Иудеи, когда 39-летний царь был погребен в городе Давида. Великий пророк Иеремия впервые назван по имени в связи с этим событием, после 18 лет близкой связи с Иосией, в конце главы 35 2 книги Паралипоменон: «Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной…».
Возвышение Вавилона
Иоахаз
Жители Иудеи сделали царем в Иерусалиме Иоахаза (2 Пар. 36:1-4). Новому царю пришлось испытать последствия отцовского вмешательства в египетские дела. Он правил всего три месяца в 609 году до Р. X. (4 Цар. 23:31-34).
Победив Иудею в Мегиддоне, египтяне пошли на север к Кархемису, временно задержав наступление Вавилона на запад. Фараон Нехао устроил свой штаб в Ривле (4 Цар. 23:31-34). Иоахаз лишился своего правления в Иудее и был уведен в плен в Египет через Ривлу. Там Иоахаз (известный также как Селлум) скончался, как и было предсказано пророком Иеремией (22:11-12).
Иоаким (609-598 гг. до Р. X.)
Другой сын Иосии, Иоаким, начал царствовать по назначению фараона Нехао. Египетский фараон не только переименовал его в Иоакима (вместо Елиакима), но также наложил на Иудею тяжелую дань (4 Цар. 23:35). 11 лет был Иоаким царем Иудеи. До тех пор, пока вавилоняне не выгнали египтян из Кархемиса в 605 году до Р. X., Иоаким оставался в подчинении у Нехао.
Во время царствования Иоакима Иеремия подвергался преследованиям. Стоя во дворе храма, Иеремия предсказал вавилонское пленение жителям Иерусалима. Когда народ услышал, что храм будет разрушен, он обратился к политическим вождям, чтобы они убили Иеремию (Иер. 26)( Такое, возможно, случалось и раньше, когда Иеремия изрекал столь зловещее слово (Иер. 7:10). Но пока был жив Иосия, пророку было нечего бояться), однако некоторые из старейшин выступили в его защиту, приведя nk память случай с Михеем, жившим 100 лет назад. Пророк тоже предсказал гибель Иерусалима, но царь Езекия не причинил ему вреда (Иер. 26:17-19). Хотя его современник, пророк Урия, был замучен Иоаки-мом за то же пророческое слово, Иеремия не был убит. Видный политический деятель Ахикам поддержал Иеремию в это опасное для него время.
В четвертый год правления Иоакима свиток Иеремии был зачитан перед царем. Слушая это слово, царь Иоаким разрезал свиток на куски и бросил их в огонь. В противоположность Иосии, который покаялся и обратился к Богу, Иоаким вызывающе отверг предупреждения Господа (Иер. 36:1-32).
Иеремия наглядно продемонстрировал зловещее предсказание перед народом — он заявил, что имеет повеление свыше спрятать свой льняной пояс в скале на берегу Евфрата. Когда пояс был испорчен, он принес его обратно и показал народу, говоря, что гордость Иудеи будет сокрушена таким же образом (Иер. 13:1-11).
В другой раз Иеремия повел священников и старейшин в долину сыновей Еннома, где были устроены «высоты Тофета». Эти высоты по-древнееврейски назывались «тофет эшер», что можно перевести как «адские жертвенники». Там приносились человеческие жертвы. Разбив кувшин горшечника перед этим собранием, Иеремия смело предупредил, что Иерусалим так же будет разбит на куски Господом. Разрушение будет таким великим, что даже эта проклятая долина будет использована для погребения (здесь игра слов: похороны в Тофете звучит как «предание адскому огню» — см. Ис. 30:33). Стоит ли удивляться тому, что священник Пасхор схватил Иеремию и посадил его в колоду (то есть заковал в деревянные колодки) (Иер. 19:1—20:18). Хотя Иеремия и пал духом, он вспомнил урок, который наглядно увидел в доме горшечника, что Богу придется подвергнуть Иудею пленению, чтобы сделать из нее сосуд, угодный Ему.
Четвертый год Иоакима (605 г.) был критическим временем для Иерусалима. В решающем сражении при Кархемисе в начале лета египтяне потерпели поражение от Вавилона. К августу Навуходоносор II продвинулся в Южную Палестину, захватил в Иерусалиме сокровища и заложников, в том числе Даниила и его друзей — наиболее известных из числа иудейских пленников (Дан. 1:1). Хотя Иоаким удержался на престоле, возвращение вавилонян в Сирию в 604 году, в Аскалон в 603 и столкновение с Нехао на границах Египта в 601 году разбили все надежды Иудеи на избавление от гнета Вавилона. Поскольку столкновение с египтянами ничего не решило и обе армии отступили, понеся крупные потери, Иоаким мог воспользоваться случаем и задержать выплату дани. Хотя Навуходоносор II не посылал своей победоносной армии в Иерусалим в течение нескольких лет, он поощрял налеты на Иудею халдейских разбойничьих отрядов, поддерживаемых моавитянами, аммонитянами и сирийцами. Во время этого военного лихолетья правление Иоа-кима внезапно оборвалось: он умер, и его робкая антивавилонская политика осталась в наследство его восемнадцатилетнему сыну Иехонии.
О том, каким образом умер Иоаким, не говорится ни в книгах Царств, ни в книгах Паралипоменон. Сожжение свитка Иеремии навлекло Божий суд на Иоакима: «За это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (Иер. 36:30), из чего можно понять, что он не удостоился царского погребения. В другой раз Иеремия предсказал об Иоакиме: «Ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер. 22:19). Поскольку ни в одном историческом повествовании не говорится об обстоятельствах смерти Иоакима и не отмечается даже упоминания о его погребении, вполне логичным представляется вывод, что он был убит в бою. Во время войны невозможно было устраивать почетные похороны.
Иехония
Иехония, известный также как Хония или Иоахин, процарствовал в Иерусалиме только три месяца. В 590 году вавилонские войска окружили Иерусалим. Поняв, что сопротивляться бесполезно, Иехония сдался Навуходоносору. На этот раз вавилонский царь не просто захватил несколько пленных, заручился устным обещанием платить дань и быть верноподданным, но ограбил храм и царские i
сокровищницы. Иехония и его царица-мать были уведены в плен в Вавилон. Вместе с ними были взяты в плен все придворные, вся дворцовая прислуга, все начальники и ремесленники, а также вообще все руководители общества. Иезекииль тоже был среди них. Матфания, дядя Иехо-нии, которого Навуходоносор переименовал в Седекию, был поставлен управлять тем народом, который еще оставался в Иерусалиме.
Седекия (597-586 гг. до Р. X.)
Седекия был младшим сыном Иосии. Поскольку Иехония считался прямым наследником престола Давида, Седекия был в глазах народа марионеточным царем, подчиненным царю Вавилона. После десятилетия слабой и нерешительной политики Седекия стал причиной уничтожения национального правительства в Иудее. В 586 году Иерусалим был разрушен.
Иеремия продолжал свое верное служение на протяжении всех смутных лет войн, голода и разрухи. Бог оставил Иеремию в Иерусалиме среди низшего сословия жителей с соответствующим поручением, основанным на видении двух корзин со смоквами (Иер. 24). Хорошие смоквы представляли пленников, уведенных из страны. Плохими, которые нельзя было есть, были оставшиеся в Иерусалиме люди. Их тоже в свое время ожидал плен. И они не должны гордиться тем, что пока избежали пленения.
Иеремия писал письма пленникам в Вавилон, ободряя их и советуя приспособиться к условиям изгнания. Они не могли надеяться на возвращение в Иудею в течение семидесяти лет (Иер. 25:11-12; 29:10).
Седекию постоянно осаждали царедворцы,’настаивая на том, что надо присоединиться к египтянам в восстании против Вавилона. Когда Псамметих II сменил Нехао (594 г.), он начал проводить политику восстановления национального суверенитета Египта. Едом, Моав, Аммон и Финикия присоединились к Египту в антивавилонском союзе, поставив Иудейское царство в кризисную ситуацию. Иудейским вождям нужно было выбирать путь для страны, оказавшейся между двух огней. Среди них возникли проегипетские настроения, порождавшие надежды на освобождение от вавилонского ига. С деревянным ярмом на шее Иеремия пытался наглядно показать народу, что Навуходоносор II — орудие Божьих судов, которому народы должны добровольно подчиниться. Седекия получил заверение в том, что подчинение вавилонскому царю отвратит разрушение Иерусалима (Иер. 27)( Слово «Иоаким» в первом стихе появилось в тексте по вине переписчиков. Из стихов 3 и 12 становится очевидно, что речь идет о Седекии. В русском переводе Библии (синодальном) в этом месте сделана сноска).
Число противников Иеремии увеличивалось по мере того, как лжепророки давали советы поднять восстание. Они даже смущал1гпленников, говоря, что храмовые сокровища будут скоро возвращены. Вопреки совету Иеремии, они заверяли пленников в скором восстановлении их родины. Однажды даже пророк Анания взял ярмо с шеи Иеремии и разломал его, свидетельствуя публично, что иго Вавилона будет сокрушено так же, и объявил исполнение этого через два года. Пораженный Иеремия пошел своим путем, но вскоре возвратился со словом от Бога. Новое ярмо, но не из дерева, а из железа заключит народы в тиски Навуходоносора, из которых они уже не вырвутся. Что же касается Анании, то Иеремия провозгласил, что тот умрет до нового года, что и случилось. Погребение Анании было публичным подтверждением того, что Иеремия действительно пророк Божий.
Хотя Седекия пережил первый кризис, он поддался агрессивным планам восстания в 588 году, когда новый фараон Египта Априес (Хофра) предпринял военный поход в Азию. Узнав о восстании Аммона и Иудеи, Навуходоносор быстро утвердился в Ривле в Сирии. Его войско немедленно осадило Иерусалим, и хотя Седекия не хотел последовать совету Иеремии и сдаться, он приложил все старания к поискам благоприятного исхода. Он объявил свободу рабам, что в дни голода было выгодно для хозяев, потому что им тогда не нужно было выдавать пропитания. Как только осада Иерусалима была внезапно снята и вавилонские войска двинулись на Египет, хозяева сразу же возвратили себе своих рабов (Иер. 37). Теперь Иеремия предупредил, что вавилоняне вскоре возобновят свою осаду.
Однажды по пути в Анафоф Иеремия был схвачен, избит и подвергся заключению за то, что был якобы за вавилонян. Седекия послал за ним. Во время тайной беседы Седекии еще раз был дан совет не слушаться тех, кто настаивает на сопротивлении Навуходоносору. По его собственной просьбе Иеремия не был возвращен в темницу, но помещен во дворе сторожевой охраны. Придворные стали требовать от царя смерти Иеремии, и безвольный Седекия дал согласие на это. Князья спустили верного пророка на веревках в яму в надежде, что он умрет там в жидкой грязи. Божье обетование избавить Иеремию исполнилось тогда, когда Авдемелех, евнух-эфиоп из царского дома, извлек его из ямы и возвратил во двор стражи. Вскоре Вавилон возобновил осаду Иерусалима. Несомненно, многие жители пришли к мнению, что сдача города Навуходоносору неизбежна. По поводу этого события Иеремия получил новое указание свыше. Получив возможность купить поле в городе Анафофе, Иеремия, хотя еще и под стражей, немедленно купил его и тщательно позаботился, чтобы сделка была вполне законной. Это символизировало возвращение пленников в обетованную землю (Иер. 32).
В последней тайной беседе Седекия еще раз выслушал умоляющий голос Иеремии. Послушание и сдача города были предпочтительны даже тогда, когда, казалось, уже было поздно. Пророк уверял, что сопротивление приведет только к полной катастрофе. Однако Седекия боялся вождей, решивших стоять до конца, и уступил их требованиям.
Летом 586 года вавилоняне вошли в Иерусалим через брешь, пробитую в стене. Седекия попытался спастись бегством, но был схвачен около Иерихона и уведен в Рив-лу. После казни его сыновей Седекия, последний царь Иудеи, был ослеплен и уведен в оковах в Вавилон. Великий храм Соломона, гордость и слава Израиля в течение почти четырех столетий, был превращен в пепел, а Иерусалим в развалины.
Таблица V. Период изгнания
Иудея | Вавилон | Мидо—Персия | Египет | |
639 | Иосия | |||
626 609 | Иоахаз, Иоаким | Навополассар | Нехао | |
605
597 |
Иехония, Селения | Навуходоносор II | ||
594 | Псамметих II | |||
588 | ||||
586 568 | Разрушение (Хоф-ра) Иерусалима | Априес | ||
562 | Авель-Мардук (Яхмос) | Амазис | ||
560 559 556 539 | Указ — возвраще- | Нериглиссар
Набонид (Валтасар) Падение Вавилона |
Кир | |
530 | ние евреев | |||
522 515
485 |
Зоровавель Аггей, Захария Завершение храма | Камбиз Дарий I | ||
479 464 457 444 | Ездра Неемия | Ксеркс (Есфирь) Артаксеркс I | ||
423 | ||||
404 | Дарий II Артаксеркс II |