Глава 5 ПОДГОТОВКА К ОБРАЗОВАНИЮ НАЦИИ
Введение
У подножия горы Синай Израиль отпраздновал первую годовщину своего освобождения. Приблизительно месяц спустя народ собрал свои шатры, стремясь скорее вступить в обетованную землю. Спустя одиннадцать дней они пришли в Кадес. Там произошел перелом в отношениях духовно незрелого народа с Богом; Бог приговорил израильтян к продолжительным странствиям по пустыне. Не ранее чем через тридцать восемь лет добрались они до равнин Моава (Чис. 33:38), а оттуда двинулись в Ханаан.
Организация Израиля
В период длительной стоянки у горы Синай израильтяне получили подробные наставления (Чис. 1:1 — 10:10). Многие указания прямо касались их подготовки к дальнейшему пути в Ханаан. В Библии этот материал изложен не в хронологическом, а в логическом порядке, что видно из нижеприведенного плана:
I. Исчисление Израиля Военная перепись Планировка стана Левиты и их обязанности
II. Правила жизни в стане
Меры против греховных поступков Назорейские обеты
III. Религиозная жизнь Израиля Учреждение поклонения в скинии
Вторая Пасха IV. Обеспечение руководства Как Бог являл Свою волю Обязанности людей
Наставления, изложенные в первых главах, относятся главным образом к организационным вопросам. Скорее всего, перепись, датированная месяцем ухода Израиля от горы Синай, содержит сведения более раннего исчисления (Исх. 30:11 и ел.; 38:26). Если в предыдущий раз Моисей заботился о сборе даров для постройки скинии, то теперь ему поручается провести исчисление боеспособных мужчин. Без женщин, детей и левитов счет превышал 600 000. Почти сорок лет спустя, когда мятежное поколение умерло в пустыне, число было приблизительно таким же (Чис. 26).
Переход такого множества народа через пустыню является необычным явлением в истории(1 В недавнем обзоре тогдашних обычаев и в рассмотрении результатов переписи, данных в книге Числа, Г.Е.Менденхолл высказывает предположение, что древнееврейское слово «элеф», обычно переводимое как тысяча, означает какую-то часть колена. По этой теории в Израиле было почти 600 частей, составлявших армию приблизительно в 5500 человек.). Для этого не только требовалось сверхъестественное снабжение всем потребным для жизни (манной, перепелами и водой), но и была необходима строгая организация. И на стоянках, и в походе закон и порядок были жизненно важны для благополучия Израиля.
Левиты были исчислены отдельно. Они представляли замену первородных от каждой семьи, отделенных Господу. Поэтому левиты были поставлены служить под руководством Аарона и его сыновей, которые уже были назначены в священники. Как у помощников священников, у левитов были разнообразные обязанности. Старшие левиты в возрасте от тридцати до пятидесяти лет были назначены на особое служение при самой скинии. Более молодые, названные в Чис. 8:23-26 двадцатипятилетними, возможно, проходили пятилетнюю подготовку.
Стан израильтян был строго продуман и спланирован. Скиния и ее двор занимали его центральную часть. Территория вокруг двора была закреплена за левитами, где они и ставили свои шатры.. А Моисей и священники Аарона располагались с восточной стороны у входа. За левитами были четыре стана, возглавляемых Иудой, Рувимом, Ефремом и Даном. В каждом стане были закреплены места для двух добавочных колен. Разумность и полезность такой планировки стана видна на примере распределения обязанностей между разными семействами левитов. Аарон и его сыновья надзирали за скинией и ее двором; семейство Гирсона смотрело за завесами и покрывалами; семейство Каафа отвечало за обстановку и утварь; семейство Мерари несло ответственность за шесты и перекладины. Нижеприведенная схема показывает расположение каждой группы в израильском стане:
Асир
ДАН Неффалим Семейство Мерари |
||||
Манассия
ЕФРЕМ Вениамин |
Семейство Гирсона | СКИНИЯ И ЕЕ ДВОР
Семейство Каафа Симеон РУВИМ Гад |
Моисей,
Аарон и сыновья |
Иссахар
ИУДА Завулон |
Специфические трудности, возникающие в местах поселения столь многочисленного народа, требовали соблюдения определенных правил (Чис. 5:1-31). С точки зрения гигиенических и церемониальных потребностей были приняты меры в отношении прокаженных, других больных и тех, кто занимался похоронами. Кража требовала принесения жертвы и возмещения. Супружеская неверность подвергалась суровому наказанию после необычного испытания, в ходе которого чудесным образом определялось наличие вины. Так как в дальнейшем не отмечается упоминания о подобной процедуре, следует полагать, что это было временным постановлением, которым пользовались только во время странствования по пустыне.
Назорейский обет был, возможно, распространенным явлением, требующим соблюдения особых правил (6:1-21). Принимая такой обет, человек добровольно посвящал себя необычному служению Богу. Назорей принимал на себя три обязательства. Во-первых, отказ от вина и всего, что производится из винограда, включая виноградный сок и изюм. Во-вторых, отращивание волос — это было знаком принятого обета для окружающих. И в-третьих, воздержание от прикосновения к мертвому телу (причем с большей строгостью, чем это предписывалось священникам; этим знаком отделенное™ для Бога назорей приравнивался к первосвященнику — Лев. 21:10-11). Того, кто нарушал этот обет, даже если это было неумышленно, постигало суровое наказание. Будучи добровольным посвящением на определенный срок, этот обет отменялся только в публичной церемонии по истечении предписанного периода.
Одним из наиболее впечатляющих торжеств во время пребывания Израиля у горы Синай было начало второго года. В это время была воздвигнута и освящена скиния со всем ее содержимым (Исх. 40:1-33). Дополнительные сведения об этом кульминационном событии, когда скиния стала центром религиозной жизни Израиля, даются в Чис. 6:22—9:14. Начало поклонению Израиля в скинии положил Моисей. Он начал богослужение и передал священникам и народу дальнейшие указания от Господа относительно их религиозного служения (ср. 6:22; 7:89; 8:5).
Священники получили текст священнического благословения собрания (Чис. 6:22-27). Это хорошо известная молитва давала израильтянам уверенность не только в Божьем попечении и защите, но также и в материальном процветании и благополучии.
После того как скиния была полностью освящена, начальники колен принесли свои жертвоприношения. В предвидении практических трудностей, сопряженных с передвижением скинии, были приготовлены шесть повозок и двенадцать волов, и забота об этом транспорте была поручена левитам. Для освящения жертвенника начальники усердно приносили жертвы в течение двенадцати дней подряд. Эти дары и жертвоприношения имели такое большое значение, что они все перечислены по порядку в Чис. 7:10-88. Аарону было также дано указание о порядке возжигания лампад на светильнике (8:1-4).
Левиты были представлены народу и посвящены на служение в качестве помощников священников (8:5-26). При посвящении Аарона и его сыновей на священническое служение Моисей служил один. А в церемонии поставления на служение левитов ему помогал Аарон.
Пасха, отмечавшая годовщину исхода из Египта, была отпразднована в первый месяц второго года (9:1-14). Сообщение об этом богослужении представлено в краткой форме, но особое внимание уделено вопросу о непременном участии всех находившихся в стане, включая пришельцев( Пришелец, в отличие от временного жителя, называемого иностранцем, был человеком, оставившим свой народ и искавшим постоянного обиталища среди другого народа (Исх. 12:19; 20:10; Втор. 5:14; 10:18; 14:29; 23:8). Для тех, кто не имел возможности принять участие в празднестве из-за нечистоты, было выделено специальное время во втором месяце. Поскольку израильтяне не снимались с места до двадцатого дня, принять участие в первой Пасхе после исхода получил возможность каждый.
Перед тем как Израиль свернул шатры и покинул гору Синай, ему была дана возможность видеть присутствие Божье; благодаря этому Израиль мог узнавать направление пути, а также места и продолжительность стоянок (9:15—10:10). После освящения скинии Божье присутствие проявлялось видимым образом в облачном и огненном столбах, видимых днем и ночью. Таким же образом Бог направлял и защищал народ при выходе из Египта (Исх. 13:21-22; 14:19-20). Когда Израиль становился станом, облако стояло над Святым святых. Во время движения оно указывало направление пути.
Божественное руководство воплощалось в практические действия с помощью четкого распределения обязанностей между людьми. Сигнал, подаваемый облаком, предназначался для руководителей народа; они его должны были верно понять и исполнить. Моисею было приказано обзавестись двумя серебряными трубами. Звук одной трубы созывал старейшин колен к скинии. Звук обеих труб созывал весь народ на общий сход. Один протяжный звук обеих труб («сигнал тревоги») был сигналом готовности для отдельных станов к снятию с места и отправке в путь в заранее организованном порядке. Таким образом, правильное взаимодействие Бога и людей обеспечивало возможность организованного передвижения по пустыне такого большого народа.
Странствование по пустыне
Простояв станом у горы Синай почти целый год, израильтяне двинулись на север в сторону обетованной земли. Спустя почти сорок лет они достигли восточного берега реки Иордан. Описание их пути сравнительно кратко (10:11—22:1).
Его можно удобно разделить на следующие подразделы:
I. От горы Синай до Кадеса 10:11—12:16
Порядок построения 10:11-35
Ропот и наказания 11:1-12-16
II. Переломный момент в Кадесе 13:1—14:45
Соглядатаи и их донесения 13:1-33
Возмущение и наказание 14:1-45
III. Годы странствования 15:1—19:22
Законы — будущие и настоящие 15:1-41
Великое восстание 16:1-50
Подтверждение полномочий законных
руководителей 17:1-19:22
IV. От Кадеса до равнин Моава 20:1—22:1
Смерть Мариами 20:1
Грехи Моисея и Аарона 20:2-13
Едом не пропускает Израиля 20:14-21
Смерть Аарона 20:22-29
Израиль наносит поражение хананеям 21:1-3
Медный змей 21:4-9
Обход вокруг Моава 21:10-20
Поражение Сигона и Ога 21:21-35
Прибытие на долины Моава 22:1
Израиль добрался до Кадеса в пустыне Фаран (Втор. 1:2) за одиннадцать дней. Порядок следования был установлен такой. Первым «поднято было знамя стана Иуды». За ним следовали семейства Гирсона и Мерари, ответственные за перевоз скинии. Следующим по порядку тронулся в путь стан Рувима. Далее шло семейство Каафа, которое переносило ковчег и содержимое скинии. Завершали шествие станы Ефрема и Дана. В дополнение к Божественному водительству Моисей пригласил на помощь своего родственника Ховава(В некоторых переводах Библии о Ховаве сказано не «родственник Моисеев», как в русском переводе, а «тесть Моисеев». Древнееврейское слово «хотин», обычно переводимое как «тесть», может означать и «шурин». Но в случае, если бы Иофор (Ра-гуил) умер, Ховав стал бы главой семьи и формально назывался бы «тестем» Моисея.), чье знакомство с пустыней делало его пригодным для роли проводника в израильском походе. Очевидно, он согласился сопровождать их, хотя в Чис. 10:30 он отказался, и далее не упоминался; однако его потомки позже обосновались в Ханаане (Суд. 1:16; 4:11).
В пути израильтяне роптали и возмущались. В смятении и беспокойстве Моисей обратился в молитве к Богу. В ответ он получил указание избрать семьдесят старейшин, которых Бог одарил способностью разделить его обязанности. Кроме этого, Бог ниспослал сильный ветер, который принес Израилю массу перепелов(Эти перепела, вид куропаток, делают перелеты дважды в год, и в это время их ловят в большом количестве вдоль побережья Средиземного моря и на островах). Несдержанные и легкомысленные люди ели их сырыми, так что удовлетворение их прихоти привело к эпидемии, от которой многие умерли. Поэтому эта местность была названа Киброт-Гаттава, что значит «гробы прихоти».
Недовольство и зависть распространились и на вождей. Даже Аарон и Мариамь подвергли сомнению верховенство Моисея над ними в руководстве Израилем(Протест против власти Моисея Аарон и Мариамь пытались завуалировать под протест против его женитьбы. Моисей, видимо, действительно женился на эфиопке, потому что поводом к протесту не могла послужить Сепфора, на которой он женился не меньше сорока лет назад. К тому же она, вероятно, умерла, хотя об этом и не говорится в Библии.). Когда Мариамь покрылась проказой, стало явным благоволение Бога к Моисею. Аарон покаялся, чтобы уже никогда больше не сомневаться в руководстве своего брата, и через ходатайство Моисея в молитве Мариамь получила исцеление.
Из пустыни Фаран Моисей послал двенадцать соглядатаев в землю ханаанскую. Когда они возвратились, израильский стан был в Кадесе, приблизительно в 64 км к югу и немного к западу от Вирсавии. Возвратившиеся единогласно сообщили как о великолепии страны, так и о могуществе и страшном виде ее жителей. В отношении ее завоевания между ними не было согласия. Десять соглядатаев заявили, что о захвате не может быть и речи, и подстрекали народ возвратиться назад в Египет. Но двое — Иисус Навин( В перечислении соглядатаев делается ударение на Иисусе Навине, которого раньше звали Осия. Ср. Чис. 13:8,16; Втор. 32:44. Иисус Навин уже отличился как военачальник (Исх. 17) и как слуга Моисея (Чис. 11:28)) и Халев — их уверили, что с Божьей помощью завоевание возможно. Народ, не желая верить, что Бог, Который только недавно избавил их из египетского рабства, способен также помочь им завоевать обетованную землю, превратился в бунтующую толпу, грозившую побить Иисуса Навина и Халева камнями. В отчаянии они даже подняли вопрос об избрании другого вождя.
Бог в наказание был готов уничтожить мятежный Израиль. Узнав об этом, Моисей начал ходатайствовать за свой народ и получил прощение. Тем не менее десять неверных соглядатаев умерли от язвы, а всему народу от двадцати лет и старше, за исключением Иисуса Навина и Халева, было отказано во вступление в Ханаан. Переполошившись от смерти десяти соглядатаев и от приговора к продлению срока странствий по пустыне, народ сразу же исповедал свой грех. Однако это не было подлинным покаянием, что наглядно обнаружилось при их дерзкой попытке войти в Палестину немедленно. В этом они потерпели неудачу — были поражены амаликитянами и хананеями.
За время странствования Израиля по пустыне (15:1 — 20:13) умерло целое поколение. Законы в Чис. 15, данные, вероятно, вскоре после вынесения этого приговора, показывают разницу между осуждением за сознательный грех и милостью к кающемуся грешнику, совершившему непроизвольный грех. Кроме того, само обращение Господа через Моисея к Израилю с указаниями о порядке жертвоприношений в Ханаане подавало надежду новому поколению израильтян, что они войдут в обетованную землю и будут жить на ней.
Великое восстание под руководством Корея, Дафана и Авирона представляет две непокорные группы, соединившие свои усилия (Чис. 16:1-50). Духовному руководству семьи Аарона, которой и ограничивалось священство, был брошен вызов со стороны Корея и поддерживавших его левитов. А политическую власть Моисея оспаривали Дафан и Авирон, которые претендовали на роль вождей Израиля на основании своего происхождения от Рувима, старшего сына Иакова.
В защиту Моисея и Аарона выступил Божий суд. Земля разверзлась и поглотила Дафана и Авирона с их семьями. Корей пропал вместе с ними(Тот факт, что семья Корея не погибла вместе с ним, можно было бы объяснить разницей в устремлениях Корея и Дафана с Авироном. Последние стремились к светской власти, а Корей — к духовной. Характерно, что из потомков Корея Бог воздвиг Самуила, который считается вторым пророком после Моисея. Еман, внук Самуила, был прекрасным певцом во время царствования Давида. Несколько псалмов приписывается «сынам Кореевым».). Прежде чем это восстание полностью утихло, более 14 000 человек погибло в стане Израиля.
После смерти восставших Израиль получил знамение свыше, не оставлявшее сомнения в авторитетности его вождей (17:1-11). Из двенадцати жезлов, представлявших все двенадцать колен, жезл Левия дал почки, цветы и миндаль. Кроме того, в подтверждение Божественного назначения Моисея и Аарона начертание имени Аарона на этом жезле особо закрепляло за ним звание священника Израилева. Сохранение этого жезла в скинии служило постоянным свидетельством Божьей воли.
Чтобы развеять опасения народа в отношении доступа к скинии, обязанности священников и левитов были вновь подтверждены и ясно определены (17:12—18:32). Священство ограничивалось Аароном и его семьей. Левиты были вновь утверждены как помощники и слуги священников. Их пропитание поставлялось народом посредством десятин, а левиты, в свою очередь, давали десятину священникам. Поэтому левиты не участвовали в разделе земли, когда израильтяне поселились в Ханаане.
Массовое осквернение народа в результате эпидемии и такого множества захоронений одновременно требовало особого обряда очищения стана (19:1-22). Этот обряд совершал сын Аарона Елеазар. Этот ритуал имел важное значение для скученной массы народа в пустыне. Он весьма впечатляюще напоминал им о природе физической смерти и служил гигиенической защитой. Поэтому было дано предписание о его постоянном совершении.
О жизни израильтян, когда они продвигались через Ецион-Гавер и Елаф к равнинам Моава, кратко рассказано в Чис. 20:1—22:1. Перед тем как они покинули Кадес, умерла Мариамь. Когда народ роптал на Моисея из-за недостатка воды, он получил повеление приказать скале источить воду. Раздраженный и потерявший терпение Моисей ударил по скале, и из нее обильно потекла вода, но за непослушание ему было отказано во входе в Ханаан.
Из Кадеса Моисей отправил послов к царю Едома, прося разрешения пройти через его землю по царской дороге. Ему не только было отказано в этой просьбе, но и было послано войско охранять границу Едома. Пророки часто порицали это враждебное решение( Ср. Исх. 34:1-17; Иер. 49:7-22; Иез. 25:12-14; 35:1-15).Еще до того, как израильтяне покинули пределы Едома, умер Аарон на вершине горы Ор. Елеазар был облачен в одежды отца и назначен первосвященником Израиля. Не успев двинуться вперед, Израиль подвергся нападению хана-нейского царя, но Бог даровал Израилю победу при местечке, названном Хорма («заклятие»).
Сообразив, что они движутся на юг, огибая Едом, люди начали терять терпение и роптать на Бога и на Моисея. Божье наказание пришло в виде нападения змей, от укусов которых люди умирали. В раскаянии они обратились к Моисею за помощью, и тот вознес на шесте медного змея, и всякий ужаленный исцелялся от одного взгляда на него. Иисус использовал этот случай как символ Своей смерти на кресте, применив тот же самый принцип: всякий, кто обратится к Нему, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную (Ин. 3:14-16).
Израиль продвигался на юг через Елаф и Ецион-Гавер, обходя Едом и Моав, а затем на север в долину Арнон. Три описания этого пути в Чис. 21 и 33 и во Втор. 2 называют некоторые места, которые невозможно опознать сегодня. Израилю было запрещено воевать против моавитян и аммонитян, потомков Лота. Однако, когда два аморрей-ских (аморитских) царя — Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, — отказали Израилю в проходе через свою территорию и ответили военными действиями, Израиль победил их и захватил их землю, расположенную к северу от долины Арнон. Здесь, на полях Моава, недавно захваченных аморреями (аморитами), израильтяне раскинули свои шатры.
Наставление перед вступлением в Ханаан
Во время стоянки на северо-востоке от Мертвого моря израильский народ получил окончательные указания относительно захвата и заселения обетованной земли. Божья забота об Израиле на равнинах Моава, тщательные приготовления народа накануне их вступления в Ханаан описаны в Чис. 22—36. Нижеприведенный план проливает свет на различные аспекты Божьего попечения об израильском народе.
Сохранение Богом избранного народа | 22:2-25:18 |
Намерение Валака проклясть Израиль | 22:2-40 |
Благословение Валаама | 22:41-24:24 |
Совращение и осуждение | 24:25-25:18 |
Приготовления к захвату | 26:1-33:49 |
Новое поколение | 26:1-65 |
Проблемы наследования | 27:1-11 |
Новый вождь | 27:12-23 |
Жертвоприношения и обеты | 28:1-30:17 |
Отмщение мадианитянам | 31:1-54 |
Раздел Заиорданья | 32:1-42 |
Обзор путешествия израильтян | 33:1-49 |
Ожидания захвата земли | 33:50-36:13 |
Подлежащая захвату земля | 33:50-34-15 |
Назначение вождей для раздела земли | 34:16-29 |
Города левитов и убежища 35:1-34
Правила о наследстве 36:1-13
Скрытые замыслы моавитян против избранного народа Божьего были более угрожающими, чем открытые военные действия (22:2—25:18). Охваченный страхом после поражения аморреев (аморитов), моавитскии царь Валак придумал план уничтожения израильтян. Вместе с мади-амскими старейшинами он нанял Валаама, сына Веорова, из Месопотамии, чтобы тот проклял Израиль, расположившийся станом на другом берегу реки Арнон. Характерно, что библейское повествование не сообщает, кем был Валаам. Только из Икс. Н. 13:22 мы узнаем, что он был «прорицателем», а не пророком Господа. Однако один раз в Библии он назван пророком — в своем Втором послании апостол Петр называет его пророком (2 Пет. 2:16). Древнееврейское слово «наби» — «пророк» — означает не предсказателя будущего, а человека, возвещающего волю Божью. Именно в таком качестве и использовал Господь Валаама на горе Фегор, и именно это имел в виду апостол Петр. Свидетельство самого Валаама, что он возвещает волю Божью, еще не означает, что он был пророком Господним. Он вопрошал Господа в Чис. 22:8 и ел. как покровителя израильтян, так как с почтением относился ко всем богам — покровителям народов. Иначе, после его благословения Израилю, разве позволил бы Моисей убить его вместе с царями мадиамскими (Чис. 31:8)? Его подлинное лицо — его совет Валаку (Чис. 25:1-3; 31:16).
Валаам отказался явиться после первого приглашения, будучи совершенно ясно предупрежден Богом не проклинать израильский народ. Плата же за заклинания была настолько соблазнительной, что он поддался наконец настоятельной просьбе Валака. Исполняя это задание, которое противоречило ясно выраженной Божьей воле, Валаам был потрясен, когда его собственная ослица обличила его человеческим голосом. Таким образом прорицатель получил напоминание, что в Моаве он должен возвещать только слово Божье(Макрэй утверждает, что Валак устроил пир, чтобы отпраздновать возвращение Валаама (Чис. 22:40). Древнееврейское слово «завах», переведенное как «заколол» и «жертвовал», лучше переводится как «убил», как в 3 Цар. 1:9,19,25; 19:21. То есть сказано о приготовлении пищи, а не о жертвенном заклании животных).
Валаам добросовестно четыре раза повторил Божье слово. На трех разных горах Валак с князьями приготовил приношения, чтобы создать надлежащую атмосферу для проклятия, но каждый раз Валаам произносил слова благословения. Глубоко разочаровавшись, моавитский царь упрекнул его и заставил его замолчать. Хотя Валак отпустил его без уплаты за труды, Валаам успел произнести еще четвертое слово, которое было пророческим. В нем он ясно обрисовал победу Израиля над Моавом, Едомом и Амаликом(2 Вероятно, цари амаликитян имели общее название агаг (Чис. 24:7), — как, скажем, фараон у египтян (ср. в Европе — король, в России — царь и т.п.).
Валак добился большего успеха в своем следующем заговоре против израильтян. Вместо того чтобы возвратиться домой в Месопотамию, Валаам остался с мадианитянами и дал злоумышленный совет Валаку (31:16). Моавитяне и ма-дианитяне послушались его совета и вовлекли многих израильтян в блуд и идолопоклонство. Поклонением Ваал-Фего-ру участники этого безнравственного ритуала навлекли на себя Божий гнев. Чтобы уберечь народ от Своего осуждения, Господь повелел повесить виновных начальников народа. Сын Елеазара Финеес проявил большое усердие в борьбе с теми, кто навлек на народ гнев и поражение, погубившее тысячи людей. За его поступок потомки Финееса позже служили священниками в Израиле. Повеление наказать мадиани-тян за их разлагающее влияние на Израиль было приведено народом в исполнение под руководством Моисея (31:1-54). В числе пораженных был Валаам, сын Веоров.
После этого Моисей начал готовить свой народ к захвату Ханаана. Перепись, произведенная под руководством Елеазара, была отчасти оценкой военной мощи Израиля (26:1-65). Общее число было фактически немного меньше, чем сорок лет назад. Иисус Навин был назначен, всенародно посвящен и провозглашен новым вождем (27:12-23). Разрешение проблемы наследования, поднятой дочерьми Салпаада (27:1-11), отражало Божью волю: обетованная земля должна стать вечной собственностью израильтян в виде наделов, передаваемых по наследству. Были даны также дополнительные указания относительно регулярных приношений, праздников и соблюдения обетов после поселения в обетованной земле (28:1—30:16).
Увидев, что земля на восточном берегу Иордана хороша для пастбищ, колена Рувима и Гада попросили Моисея разрешить им поселиться там навсегда. Неохотно он удовлетворил их просьбу. Однако, чтобы не подвергать успех захвата Ханаана риску из-за нехватки военной силы, он заручился их поддержкой. Это устное обязательство было дважды повторено публично. После этого Галаад был выделен Рувиму, Гаду и половине колена Манассии (32:1-42).
Моисей приготовил также письменный отчет о странствии Израиля через пустыню (Чис. 33:2). Судя по его образованию и опыту, разумно допустить, что он вел тщательную запись всех событий в пути из Египта в Ханаан для будущего наставления потомков (33:1-49).
Будучи дальновидным, Моисей предусмотрел нужды израильтян, когда они войдут в Ханаан (33:50—36:13). Он призвал их истребить местных идолопоклонников и овладеть их землями. Помимо Иисуса Навина и Елеазара, обязанности были распределены и между десятью начальниками колен. Им было поручено разделить землю между оставшимися девятью с половиной коленами. Ни один из князей, перечисленных в Чис. 1, ни их сыновья в эту группу не входили. Вместо земли между левитами по всему Ханаану были распределены сорок восемь городов.
Моисей также описал города убежища, предназначенные для предотвращения кровной вражды и мести. Три из них он перед смертью выделил к востоку от Иордана (Втор. 4:41-43) (Чис. 35:9-34 дает самое полное описание городов убежища; дополнительная информация дается во Втор. 19:1-13. Иисус Навин отделил три города к западу от Иордана для этой цели (Иис. Н. 20:1-9)). В последней главе книги Чисел Моисей занимается проблемой наследования уделов и разрешает наследницам земли вступать в брак только с членами их собственных колен.
Взгляд в прошлое и будущее
Моисей сознавал, что его служение почти подошло к концу. Хотя ему не было позволено войти в обетованную землю, он желал Божьего благословения израильтянам, которым предстояло захватить Ханаан и владеть им. Как верный вождь, он обратился к этому новому поколению, в котором не было никого старше шестидесяти лет (кроме Иисуса Навина и Халева). Вот примерный план этой речи Моисея, записанной в книге Второзаконие:
I. Призыв учиться у прошлого 1:1—4:43
Введение и историческая обстановка 1:1-5
Недоверие Богу — тридцать восемь лет
пребывания в пустыне 1:6-2:23
Захват и раздел земли 2:24-3:29
Исключительное откровение Бога Израилю 4:1-40
Города убежища 4:41-43
П. Призыв любить Бога 4:44—11:32
Закон при посредничестве Моисея 4:44-5:33
Израиль — Божьи отношения с ним 6.1-11:32
Чистосердечная любовь к Богу 6:1-9
Бог даст землю 6:10-7:26
Уроки из опыта странствия по пустыне 8:1-10:10
Исключительная чистосердечная любовь 10:11-11.32
Ш. Призыв жить как Божий народ 12:1—26:19
Святость в богослужении — любовь
К ближним 12:1-16:17
Правосудие, заветные обязанности
И царство 16:18-17:20
Священники и пророки в противопоставлении
религии хананеев 18:1-22
Юридические принципы и процедуры 19:1-21
Война, убийство и семейные дела 20:1-21:23
Различные законы 22:1-26:19
IV. Обновление завета 27:1—30:14
V. Выбор жизни или смерти 30:15-20
VI. Продолжение завета — от Моисея
к Иисусу Навину 31:1—34:12
Книга Второзакония представляет обновление завета между Богом и Израилем, заключенного у горы Синай, названной горой Хорив в Исх. 3:1; 17:6 и 33:6 и во всех упоминаниях ее во Второзаконии, кроме 33:2(1 Все больше и больше трудов, посвященных изучению книги Второзаконие, говорит о том, что структура книги соответствует форме вассальных договоров древнего Ближнего Востока. Рассматривая Второзаконие как литературное описание обновления завета с чередующимися частями стандартных образцов договоров, Мередит Клайн предлагает свой план книги: преамбула — 1:1-5; историческое вступление — 1:6-4:49; условия договора — 5-26; благословения и проклятия, или ратификация договора — 27-30; дополнительные постановления, обеспечивающие исполнение договора в будущем, — 31-34). Источником его был Бог, чья нежная забота при исходе из Египта была следствием Его любви к Израилю. Суть завета заключается в отношениях между Богом и Израилем, основанных, главным образом, на любви. Только тогда, когда человек отвечал на любовь, проявленную Богом к человеку, эти отношения становились действенными.
На фоне несостоятельности прошлого поколения, погибшего в пустыне, Моисей призывает любить Бога — любить только Его Одного, любить Его полной, чистосердечной и безграничной любовью, «всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (6:5). Любовь не была вопросом законнического послушания десяти заповедям или вообще всему закону в целом. Любовь была живой связью, включающей полное посвящение и чистосердечную преданность Богу.
Божья любовь к израильтянам проявлялась начиная с Авраама, Исаака и Иакова (4:37) и явила себя при освобождении Израиля от уз рабства в Египте. Этого Бога — «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» — израильтяне должны были любить безраздельной любовью. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (5:6-7).
Хотя Моисей повторяет десять заповедей, его основная мысль сосредоточена на первой заповеди, в которой говорится о безраздельной любви к Богу и преданности только Ему. Моисей не вдается подробно в вопросы закона о жертвоприношениях, соблюдения праздников и времен года или даже в вопросы священства, скинии, как это делалось в книгах Исход, Левит и Числа. Любовь к Богу должна выражаться во всем образе жизни (10:12-13). Послушание исходит из любви к Богу. Благоговение исходит из почитания Бога. То, что Моисей подчеркивает духовную сторону отношений с Богом, видно из его наставления: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйными» (10:16).
Не было такого уголка жизни, который бы не был затронут этим заветом. Разные постановления, упоминаемые в книге Второзаконие 12—26, представляют собой сочетание религиозных, церемониальных, уголовных и гражданских законов, дающих руководство для жизни Израиля как святого, Божьего народа в современной ему культуре. Вся жизнь была под владычеством Бога. Тот, кто утверждал, что любит Бога, должен был подтверждать это исполнением этих постановлений и заповедей.
Призыв, который Моисей обращает к народу израильскому на полях Моава, чтобы обновить его завет с Богом, уникален в истории Израиля. Его решение избрать либо жизнь и благо, либо смерть и зло (30:15-20) в конечном счете становится вопросом первостепенной важности. Снабдив священников письменным законом для публичного чтения каждые семь лет, Моисей передает руководство Иисусу На-вину. Церемония завета заканчивается песнью Моисея в главе 32. В преддверии захвата и заселения израильтянами обетованной земли Моисей ободрил их своим последним благословением (глава 33). Перед смертью ему была дана возможность увидеть обетованную землю с горы Нево.
Таблица III. Израиль в Ханаане
Египет | Ханаан | Другие народы |
1417 Аменхотеп III | ||
1406 Иисус Истин — | Нейтрализация египетско- | |
вождь Израиля | го влияния наступлением | |
1379 Аменхотеп IV | Захват | хеттов с севера |
(Ахенатон, Зхнатон) | Раздел земли Последние дни | |
1376 Старейшины Израиля | 1366 Кушан-Ришафаим | |
1361 Тутанхамон | 1366 Угнетение жителями
Месопотамии 1358 Афниэль — избавле- |
в Месопотамии |
1348Харамхеб | ние и сорокалетний | |
1318 Сети I — | покой | |
карательные | 1318 Угнетение Моавом | 1286 Сражение при Ка- |
экспедиции | 1301 Аод —избавление и | десе |
в Палестину | покой на восемьдесят лет | 1280 Договор о ненападе- |
1304-1237 | нии между хеттами и | |
Рамсес II, | 1221 Угнетение жителями | Египтом |
Мернептах и др. | Ханаана | 1221 Хананейское царство |
1200 | 1201 Девора и Варан —из- | (Асор) — царь Иавин |
От Рамсеса III до XI | бавление и сорокалетний покой | |
1161 Угнетение мадианитя- | 1161 Угнетение Израиля | |
нами | мадианитянами;занятие | |
1154 Гедеон — избавление | долины Изреельской | |
и сорокалетний покой | 1128 Продвижение аммо- | |
1114 Авимелех — царь на | нитян и гнет на востоке | |
три года | от Иордана | |
1111—1105 Иеффай, шес- | 1105 Угнетение филистим- | |
тилетнее правление и ко- | лянами | |
нец угнетения | 1100 — Тиглатпалассар I | |
1085 | Приблизительно двадцати- | в Ассирии |
XXI династия | летний период судейства Самсона (1066?) Илий | |
XXII династия | (1046?) Самуил | 1000 Ашшураби II в Асси- |
(1026?) Саул | рии | |
1011 Давид | ||
945 Шешонк! | 971 Соломон
931 Разделение царства |
969-936 Хирам в Финикии |