Глава 16 БЛАГАЯ БОЖЬЯ РУКА
Введение
Когда Персия взяла верх над Вавилоном в 539 году до Р. X., евреи получили возможность снова поселиться в Иерусалиме. Но к этому времени многие изгнанники настолько удобно устроились «при реках Вавилона», что пренебрегли указом, позволявшим им возвратиться в Палестину. Страна изгнания продолжала быть домом для многих будущих поколений евреев.
Библия говорит, главным образом, о тех изгнанниках, которые возвратились на родину. Хотя «мемуары» Ездры и Не-емии кратки и не содержат полного изложения всех событий, тем не менее они дают представление о жизни восстановленной еврейской общины в Иерусалиме. Книга Есфирь, единственная ветхозаветная книга, посвященная исключительно участи тех евреев, которые не возвратились из плена, также относится к этому периоду. Мы рассматриваем книгу Есфирь вместе с книгами Ездры и Неемии в хронологической последовательности, разделив весь этот материал на четыре части:
1) восстановление Иерусалима, Езд. 1-6 (около 539-515 гг. ДоР.Х.);
2) Есфирь — царица, Есф. 1—10 (около 483 г. до Р. X.);
3) Ездра — реформатор, Езд. 7—10 (около 457 г. до Р. X.);
4) Неемия — правитель, Неем. 1—13 (около 444 г. до Р. X.).
Восстановление Иерусалима
Введение
Столкнувшись с противниками и трудностями в Иудее, возвратившиеся евреи не могли сразу приступить к постройке храма. Прошло приблизительно 23 года, прежде чем они смогли приняться за осуществление своей главной цели. Вот примерный план рассказа об этих событиях в книге Ездры 1:1—6:22:
I. Возвращение из Вавилона в Иерусалим 1:1—2:70
Указ Кира 1:1-4
Приготовление 1:5-11
Список вернувшихся 2:1-70
П. Поселение в Иерусалиме 3:1—4:24
Сооружение жертвенника и восстановление
богослужений 3:1-3
Праздник кущей 3:4-7
Закладка фундамента храма 3:8-13
Задержка строительства 4:1-24
(Противодействие в позднейшие времена) 4:6-23
III. Новый храм 5:1—6:22
Побуждение вождей к действию 5:1-2
Обращение к Дарию 5:3-17
Царский указ 6:1-12
Завершение постройки храма 6:13-15
Освящение храма 6:16-18
Пасха в Иерусалиме 6:19-22
Возвращение из Вавилона
Когда Кир вошел в город Вавилон в 539 году до Р. X., он заявил жителям, что послан Мардуком, главным божеством Вавилона, пожелавшим праведного князя для своего народа. Вследствие этого захват Вавилона произошел без боя и разрушения города. Кир сразу же стал проводить политику, которая была прямо противоположна прежней безжалостной политике переселения захваченных народов. Начиная с Тиглатпаласса-ра III ассирийские цари терроризировали подчиненные им народы, переселяя их в дальние страны. Потом вавилонские цари последовали ассирийскому примеру. Кир же всенародно провозгласил, что плененные народы могут возвращаться в свои земли и поклоняться своим богам в местных святилищах.
I. Возвращение из Вавилона в Иерусалим | 1:1-2:70 |
Указ Кира | 1:1-4 |
Приготовление | 1:5-11 |
Список вернувшихся | 2:1-70 |
И. Поселение в Иерусалиме | 3:1-4:24 |
Сооружение жертвенника и восстановление | |
богослужений | 3:1-3 |
Праздник кущей | 3:4-7 |
Закладка фундамента храма | 3:8-13 |
Задержка строительства | 4:1-24 |
(Противодействие в позднейшие времена) | 4:6-23 |
III. Новый храм | 5:1-6:22 |
Побуждение вождей к действию | 5:1-2 |
Обращение к Дарию | 5:3-17 |
Царский указ | 6:1-12 |
Завершение постройки храма | 6:13-15 |
Освящение храма | 6:16-18 |
Пасха в Иерусалиме | 6:19-22 |
В книге Ездры содержится два экземпляра декрета Кира для евреев. Первый (1:2-4) приводится на древнееврейском языке, а второй (6:3-5) — на арамейском. Недавние исследования показали, что второй текст представляет собой «дикро-ну» — этим официальным арамейским термином называли устные царские распоряжения, которые записывались и получали силу указов. Эта «дикрона» не была предназначена для обнародования, а служила памяткой для чиновников, осуществлявших ее исполнение. Езд. 6:2 дает понять, что арамейский экземпляр хранился в государственном книгохранилище в Экбатане (в Библии — Екбатана), летней резиденции Кира в 538 году до Р. X.
Еврейский документ был изготовлен для обнародования среди изгнанных израильтян. В еврейских общинах по всей империи он был зачитан на древнееврейском языке. Приспосабливаясь к их религии, персидский царь заявил, что Господь Бог Небесный поручил ему построить храм в Иерусалиме. В соответствии с этим поручением он позволил евреям возвратиться на землю Иудеи. Остающихся он поощрял помогать отбывающим евреям пожертвованиями — золотом, серебром, скотом, а также всем необходимым для восстановления храма в Иерусалиме. Как при вступлении в Вавилон Кир признал Мардука, так и теперь он отдал честь Богу евреев. С его стороны это могло быть политическим жестом; тем не менее исполнилось пророчество Исайи, что после изгнания евреев Бог руками Кира возвратит их на родину (Ис. 45:1-4). Ради исторической объективности следует добавить, что не только политическая мудрость и простая веротерпимость руководили Киром. Он бы не отважился на такие шаги, если бы в основу его мировоззрения не был заложен языческий синкретизм. Идея многобожия подразумевает признание не только своих богов, но и чужих. Поэтому Кир мог испытывать вполне искренне и почтение, и даже страх по отношению к чужим богам, в том числе и к Богу Израилеву.
В ответ на декрет Кира тысячи изгнанников собрались в обратный путь. Кир приказал своему казначею возвратить евреям золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор унес из Иерусалима. Эти сосуды были вверены Шешбацару, князю иудейскому, ответственному за их доставку по месту назначения(Шешбацар отождествляется в книге Райта «Библейская археология», с. 202, с Ше-шнацаром, сыном Иехонии в 1-Пар. 3:18. Кейль полагает, что Шешбацар — это халдейское имя Зоровавеля. В Езд. 5:14 Шешбацар упомянут как начальник и в 5:16 — как заложивший основание храма). Религия евреев занимала исключительное место среди религий других (языческих) народов. Евреи не имели изображения своего Бога, которое пришлось бы восстанавливать, хотя в указе Кира было даже предусмотрено и это(Обратите внимание на политику веротерпимости Кира и его распоряжения о восстановлении местных святынь в главе 15 настоящей книги). Ковчег завета, самый священный предмет Израиля, был, несомненно, потерян при разрушении Иерусалима. С одобрения и при официальной поддержке персидского царя изгнанники успешно совершили долгий и опасный путь в Иерусалим с намерением отстроить храм, лежавший в руинах около пятидесяти лет. Хотя точная дата их возвращения не приводится, это, скорее всего, произошло в 538 году до Р. X. или, возможно, годом позже.
Вторая глава книги Ездры говорит о возвращении в Иерусалим около 50 000 изгнанников(Олбрайт говорит, что это — общая численность населения Иудеи во время Неемии в 444 г. до Р. X. Езд. 2 говорит о числе вернувшихся из вавилонского плена. Не-емия нашел эту перепись, когда возвратился (Неем. 7:5).). 11 вождей названы по имени; из них наиболее активными были Зоровавель и Иисус; они восстанавливали порядок в условиях хаоса. Первый был внуком Иехонии, представлял дом Давидов и был политическим руководителем. Второй служил первосвященником, совершая богослужения и обряды.
Поселение в Иерусалиме
К седьмому месяцу года своего возвращения народ наконец расселился в окрестных районах Иерусалима, чтобы сообща приступить к строительству жертвенника Богу Израилеву и вновь начать жертвоприношения по предписанию Моисея (Исх. 29:38 и ел.). В пятнадцатый день того же месяца они отпраздновали праздник кущей в соответствии с предписаниями Закона (Лев. 23:34 и ел.). Этими впечатляющими торжествами было отмечено возобновление богослужений в Иерусалиме. Новомесячия и другие праздники последовали своим чередом. После возобновления богослужений народ пожертвовал деньги и продукты для каменщиков и плотников, которые вели переговоры с финикийцами о приобретении строительных материалов с позволения Кира.
Строительство храма началось во второй месяц следующего года под руководством Зоровавеля и Иисуса. Левиты в возрасте от 20 лет и старше служили надзирателями. Фундамент храма был заложен во время соответствующей церемонии в присутствии облаченных в предписанные одежды священников, трубящих в трубы. Согласно указаниям, данным Давидом, царем Израиля, сыны Асафа произносили восхваления под звуки кимвалов. Очевидно, там было также антифонное пение — звучал псалом, данный Давидом для славословия Господу (1 Пар. 16). Один хор пел: «Славьте Господа, ибо Он благ», а другой хор отвечал: «Ибо вовек милость Его». После этого восторженное собрание перешло к торжественному славословию, но не все кричали от радости — старики, которые еще помнили славу храма Соломона, горько плакали.
Когда начальники Самарии узнали о строительстве в Иерусалиме, они попытались вмешаться. Дело в том, что в отсутствие значительной части еврейского населения в течение многих лет изгнания в Палестину были вселены иные народы. Вся территория бывших двух царств стала единой провинцией Персидской империи. Смешение новопоселенцев с местными евреями и принятие ими их языка (впрочем, со временем сильно потесненного арамейским) и веры привело к тому, что они считали Иудею частью своей провинции. Притязая на то, что они поклонялись Тому же Богу еще со времен Асаргаддона (681-668 гг. до Р. X.), поселившего их в Палестине, они потребовали от Зоровавеля и других вождей, чтобы те позволили им тоже участвовать в строительстве храма. Когда им было отказано, они стали проявлять открытую враждебность, создавая помехи и неудобства строителям. Им удалось остановить работу на все оставшееся время правления Кира, на весь период правления Камбиза и вплоть до второго года царствования Дария (520 г. до Р. X.).
В повествовании Ездры в этом месте помещено описание последующих попыток помешать строительству. Езд. 4:6-23 говорит о помехах врагов в дни Ахашвероша (или Ксеркса — 485-465 гг. до Р. X.) и в дни царствования Артаксеркса (464-424 гг. до Р. X.). Иноплеменники, поселившиеся в городе Самарии, обратились за помощью к Артаксерксу, чтобы тот проверил исторические сведения о восстаниях и подстрекательствах к бунтам в Иерусалиме в прошедшие времена. В результате царь издал указ, позволивший самарянским начальникам остановить работу по восстановлению Иерусалима; Поскольку Неемия пришел в Иерусалим в 444 году до Р. X. с поручением того же Артаксеркса отстроить стены Иерусалима, весьма возможно, что этот указ, отдававший предпочтение самарянам, был издан в начале его правления, предположительно до прихода Ездры в 457 году до Р. X. ( X. X. Роули считает, что Ездра вернулся в Иерусалим не в 457 г., а спустя некоторое время после возвращения Неемии в 444 г)
Новый храм
Во второй год правления Дария (520 г. до Р. X.) евреи вновь возобновили работы по восстановлению храма. Аггей, по повелению Самого Господа, упрекал народ и вождей в строительстве собственных домов и в пренебрежении Домом Божьим(Олбрайт считает, что пророки Аггей и Захария приспосабливались к обстановке, воспользовавшись восстаниями по всей Персидской империи сразу после воцарения Дария I Гистаспа в 522 г. до Р. X. За два месяца до первого откровения Аггея (Агг. 1:1-11) человек по имени Навуходоносор возглавил вавилонское восстание. Последнее, четвертое откровение (Агг. 2:20-23) Аггей изрек несколько месяцев спустя, когда восстание Навуходоносора еще вполне успешно продолжалось). Немногим менее месяца Зоровавель и Иисус руководили народом, вновь собравшимся для строительства храма (Агг. 1:1-15). Вскоре после этого пророк Захария присоединился к Аггею, и они сообща вдохновляли народ к строительным работам (Зах. 1:1; Езд. 5:1).
Возобновление строительства в Иерусалиме сразу же привлекло внимание Фафная, сирийского сатрапа, и его товарищей, представлявших интересы Персии в этом районе. Они прибыли в Иерусалим для тщательного расследования, но не остановили строительства, а отложили окончательное решение в ожидании указания Дария. В письме, адресованном персидскому царю, они сообщали результаты своего расследования относительно прошлых и текущих событий, связанных с воздвижением храма. Они были в первую очередь обеспокоены заявлением евреев, что Кир позволил им строить храм.
Следуя этим сведениям, Дарий назначил поиски в архивах Вавилона и Экбатаны, столицы Мидии. В последнем была найдена «дикрона» с указом Кира на арамейском языке. Помимо подтверждения этого указа, Дарий издал строгое повеление, запрещающее Фафнаю и его соратникам вмешиваться в дела евреев. Кроме того, он распорядился, чтобы царская дань с провинции Сирия предназначалась евреям на расходы по строительным работам. Он также повелел снабжать их всем необходимым для ежедневных жертвоприношений, чтобы их священники в Иерусалиме ходатайствовали перед Богом о благополучии персидского царя. В конечном счете запрос Фафная, который должен был повредить евреям, промыслом Божьим привел не только к политической поддержке Дария, но и к материальной помощи евреям на строительство храма от начальников провинции.
Храм был закончен в пять лет: с 520 по 515 год до Р. X. Хотя и возведенный на том же месте, он не мог сравниться по красоте и искусной отделке с тем зданием, которое построил Соломон на основе тщательных разработок и приготовлений Давида и из непревзойденных по качеству материалов. Из 1 книги Маккавеев 1:21 и 4:49-51 явствует, что внутреннее убранство было гораздо хуже. В давире находились: жертвенник для курения фимиама, столы для хлебов предложения и один семисвечник (в дни Соломона их было десять). Ковчега завета не было во Святом святых. Иосиф Флавий пишет, что каждый год в день очищения первосвященник ставил кадильницу на камень, которым отмечалось прежнее место ковчега.
Парро в своих лекциях о храме говорит, что при постройке храма Зоровавель руководствовался планами святилища Соломона. Редкие упоминания у Ездры и Маккавеев могут лишь дать основание для некоторых гипотез. Согласно Езд. 5:8 и 6:3-4, при сооружении стен употреблялись крупные камни с деревянными столбами. Недавнее истолкование указа Антиоха III (Великого) Сирийского (223-187 гг. до Р. X.) указывает на наличие внешнего и внутреннего дворов. Во внешний двор разрешалось входить всем, но во внутренний двор допускались только евреи, совершившие левитское очищение(1 Обратите также внимание на смутное упоминание дворов храма в 1 Макк. 4:38,48; 7:33; 9:54 и во 2 Макк. 6:4. ). Во дворах находились также комнаты для хранения различных приношений, а также сосудов, используемых в храме. Одной из комнат в течение некоторого времени при Неемии пользовался Товия Аммонитянин (Неем. 13:4-9).
Церемония освящения этого храма представляла, должно быть, впечатляющее зрелище(Храм был закончен в третий день месяца адара, который начинается в середине февраля. Это был последний месяц еврейского религиозного года. Первым месяцем года был нисан, который начинается в середине марта. Четырнадцатый день этого месяца приходился на Пасху. Ранее этот месяц был известен как авив, Исх. 13:3 (см. календарную таблицу в главе 4 настоящей книги).). В жертву было принесено 100 тельцов, 200 овнов, 400 овец, в жертву за грех 12 козлов — по одному от каждого колена Израилева. Последняя жертва означала, что в богослужении участвует весь народ, с которым был заключен завет. Этим освящением священники и левиты начали регулярные богослужения в святилище, как предписано в законе Моисея.
На следующий месяц евреи праздновали Пасху. После полагающегося очищения священники и левиты были готовы к празднованию этого исторического обряда. Священники имели право кропить кровью, между тем как левиты закалывали агнцев для всего собрания. Хотя первоначально пасхального агнца закалывал глава каждой семьи (Исх. 12:6), со времен Езекии и Иосии для этого служения в общинах были назначены левиты (2 Пар. 30:17; 35:3-6), потому что многие израильтяне не были освящены. Таким образом, левиты облегчали нелегкие обязанности священников, которые тем временем приносили жертвы и кропили кровью (2 Пар. 35:11-14).
Израильтяне, которые все еще жили в Палестине, воссоединились с возвратившимися изгнанниками в счастливом праздновании возвращения. Отказавшись от языческих обычаев, которые они уже успели принять, и поклоняясь Господу в Его храме (Езд. 6:21), эти израильтяне возобновили свой завет с Богом.
Освящение храма и празднование Пасхи весной 515 года до Р. X. стало знаменательным событием в Иерусалиме. С восстановлением храма исполнилась заветная надежда изгнанников. Празднование Пасхи было воспоминанием об освобождении из египетского рабства; а теперь они радовались и возвращению из вавилонского плена.
История Есфири
Введение
Библия хранит почти полное молчание о жизни восстановленной еврейской общины в Иерусалиме со времени завершения строительства храма в шестой год царствования Да-рия I Гистаспа (515 г. до Р. X.) и до начала правления Артаксеркса I в 464 году до Р. X. Главный источник сведений о жизни изгнанников в этот период — книга Есфирь. Исторически он связан с правлением Ахашвероша (или Ксеркса — 485-465 гг. до Р. X.) и касается жизни лишь тех евреев, которые не возвратились в Иерусалим.
Хотя в каноническом тексте книги Есфирь нет слова «Бог», все повествование проникнуто идеей Божьего промысла и попечения. Важное значение придается посту. События, описанные в книге Есфирь, объясняют происхождение праздника Пурим в честь избавления евреев от гибели. Этот праздник назван «днем Мардохеевым» во 2-й книге Маккавеев 15:36; следовательно, его праздновали во II веке до Р. X. В дни Иосифа Флавия Пурим праздновался целую неделю («Иудейские древности», XI. 6:13).
План книги Есфирь таков:
I. Евреи при персидском дворе 1:1—2:23
Ахашверош удаляет Астинь 1:1-22
Избрание Есфири царицей 2:1-18
Мардохей спасает жизнь царю 2:19-23
П. Угроза еврейскому народу 3:1—5:14
Замысел Амана уничтожить евреев 3:1-15
• Страх евреев перед уничтожением 4.1-3
Мардохей предупреждает Есфирь 4:4-17
Есфирь рискует жизнью 5:1-14
III. Торжество евреев 6:1—10:3
Мардохею оказана царская почесть 6:1-11
Ходатайство Есфири — казнь Амана 6:12-7:10
Повышение Мардохея 8:1-17
Месть евреев 9:1-15
Праздник Пурим 9:16-32
Мардохей пребывает в почете 10:1-3
Столица Персии Шушан (Сузы) с географической точки зрения играет основную роль в книге Есфирь. Со дней Кира этот город представлял исключительную важность наравне с Вавилоном и Экбатаной. Великолепный дворец Ксеркса занимал один гектар Акрополя этого великого эламского города. Хронологически события в книге Есфирь датируются между 3-м и 12-м годом Ксеркса (около 483-471 гг. до Р. X.).
I. | Евреи при персидском дворе | 1:1-2:23 |
Ахашверош удаляет Астинь | 1:1-22 | |
Избрание Есфири царицей | 2:1-18 | |
Мардохей спасает жизнь царю | 2:19-23 | |
II. | Угроза еврейскому народу | 3:1-5:14 |
Замысел Амана уничтожить евреев | 3:1-15 | |
• Страх евреев перед уничтожением | 4:1-3 | |
Мардохей предупреждает Есфирь | 4:4-17 | |
Есфирь рискует жизнью | 5:1-14 | |
III | [. Торжество евреев | 6:1-10:3 |
Мардохею оказана царская почесть | 6:1-11 | |
Ходатайство Есфири — казнь Амана | 6:12-7:10 | |
Повышение Мардохея | 8:1-17 | |
Месть евреев | 9:1-15 | |
Праздник Пурим | 9:16-32 | |
Мардохей пребывает в почете | 10:1-3 |
Евреи при персидском дворе
В третий год своего правления Ксеркс собрал в Сузах со всех концов своей необъятной империи, простиравшейся от Индии до Эфиопии, всех князей, начальников войска и правителей областей на 6-месячный срок. В последнюю неделю он устроил семидневный пир для всех жителей Суз с винами и изысканными блюдами, между тем как жена его Астинь устроила пир для женщин. В седьмой день Ксеркс, будучи пьян, потребовал, чтобы Астинь в царском венце показала свою красоту перед собранием вельмож. Она не исполнила приказ царя, чтобы не уронить свое царское достоинство. Ксеркс был разъярен. Он собрал мудрецов, и те посоветовали ему устранить царицу. Царь последовал их совету и прогнал Астинь с царского двора. Женщинам по всей империи был дан приказ почитать своих мужей, чтобы их не постигла участь Астинь. Когда Ксеркс сообразил, что Астинь изгнана его царским приказом навсегда (ибо царю не подобало отменять свой приказ), он устроил выборы новой царицы. Со всей империи были собраны девицы и приведены к царскому двору в Сузах. Среди них была Есфирь, еврейка-сирота, удочеренная ее родственником Мардохеем. В положенное время девицы представали перед царем. Есфирь, скрывшая свое происхождение, понравилась больше всех других девиц и была коронована царицей Персии. В седьмой год царствования Ксеркса она получила публичное признание на царском пире перед князьями(Четырехлетний промежуток между смещением Астини (на 3-м году царствования Ксеркса) и объявлением Есфири царицей (на 7-м году) объясняется тем, что Ксеркс был занят войной с греками. В 480 г. до Р. X. его флот был разбит при Са-ламине. На следующий год его армия потерпела поражение при Платеях (см. главу 15 настоящей книги). По случаю выбора царицы царь объявил о снижении налогов и осыпал князей щедрыми подарками.
Еще до того как Есфирь удостоилась такой чести, Мар-дохей, заботящийся о ее благополучии, держался поближе к царскому дворцу. Он продолжал поддерживать тесную связь с Есфирью и позже, когда она стала царицей. Поэтому ему удалось однажды случайно подслушать, когда он стоял у дворцовых ворот, как двое часовых замышляли убить царя. Через Есфирь этот заговор дошел до властей, и заговорщики были повешены. Мардохей был отмечен в официальной летописи как спаситель царя.
Угроза еврейскому народу
Влиятельный вельможа при дворе Ксеркса Аман был поставлен выше всех других вельмож. По повелению царя все должны были воздавать ему соответствующие почести, но еврей Мардохей отказался ему кланяться и падать ниц перед ним(Мардохей не подчинялся, потому что был благочестив. Согласно 2 Цар. 14:4; 18:28 и другим местам, израильтяне обычно приветствовали царей поклоном. В Персии же такое действие, вероятно, подразумевало признание правителя божественной личностью. У Геродота описано, что, например, спартанцы отказывались чтить Ксеркса таким образом). Аман впал в ярость и, зная, что Мардохей еврей, задумал наказать не только его, но и уничтожить всех евреев, о чем дипломатично ходатайствовал перед царем. Он не только внушил царю подозрение, что евреи опасны для империи, но и заверил царя, что конфискация их имущества даст большую материальную выгоду. Царь быстро распорядился исполнить его просьбу и дал Аману свой перстень с печатью, чтобы поставить эту печать на приказ. Вследствие этого в тринадцатый день месяца нисана (первого месяца в году) был издан указ — уничтожить евреев по всей Персидской империи в назначенный день. Аман назначил день казни евреев на тринадцатое число адара (двенадцатого месяца) (В Есф. 3:7 встречается персидское слово «пур», которое означает жребий. Историки не могут только определить, каким образом совершалось гадание. Это слово дало название еврейскому национальному празднику Пурим).
Как только указ был обнародован и евреи узнали о нем, они стали поститься и причитать. Когда Мардохей явился к воротам дворца во вретище и с пеплом на голове, Есфирь повелела принести ему смену одежды. Он отказался от этого предложения и дал Есфири знать о положении своего народа. Когда Есфирь рассказала ему об опасности, которая ей грозит, если она явится просить за евреев перед царем без приглашения, Мардохей ответил, что положение царицы было вверено ей именно для такого случая. После этого Есфирь решила рискнуть жизнью за свой народ и попросила, чтобы евреи постились ради нее в течение трех дней.
На третий день Есфирь обратилась к царю и пригласила его с Аманом на пир. Во время пира она также не открыла своей главной цели, а просто попросила их прийти на пир на следующий день. По пути домой Аман еще раз сильно возмутился, когда Мардохей не поклонился ему. Своей жене и группе друзей он хвастливо доложил о всех царских почестях, оказанных ему, но дал понять, что вся радость от повышения испорчена поведением Мардохея. По их совету повесить Мардохея он немедленно дал приказ воздвигнуть на площади виселицу.
Торжество евреев
В ту же ночь Ксеркс не мог заснуть. Бессонница навеяла мысль, что что-то, возможно, не было сделано. Так или иначе, он попросил, чтобы ему почитали царские летописи. После того как он узнал, что Мардохею не были назначены от царя почести за спасение его жизни от заговора убийц, явился Аман, надеясь получить одобрение царя на казнь Мардохея. Царь тут же спросил Амана, что должен сделать царь для того, кому нужно оказать честь. Аман, вполне уверенный в том, что речь идет о нем, ответил, что такового нужно облачить в царские одежды и провезти по городу в сопровождении князей на царском коне и чтобы высокий вельможа царского двора провозглашал ему от имени царя особое отличие и честь. Как же был потрясен Аман, когда царь повелел ему сделать все это для Мардохея!
Все быстро шло к развязке. Во время второго пира Есфирь больше не медлила. В присутствии Амана она смело попросила спасти ее и ее народ от истребления. Когда царь спросил, кто задумал такое для ее народа, она смело назвала Амана. В гневе царь покинул пиршество. Осознав серьезность своего положения, Аман начал просить царицу пощадить его. Когда царь возвратился, он нашел Амана распростертым на ложе, на котором сидела Есфирь. Неправильно поняв намерения Амана, Ксеркс приказал его казнить. По иронии судьбы, Аман был повешен на той же виселице, которую он сам приготовил для Мардохея.
После позорной смерти Амана Мардохей стал влиятельным царским придворным. Прежнее повеление истребить евреев было, конечно, отменено. Более того, с одобрения царя Мардохей издал другой указ, позволявший евреям мстить за себя любым врагам, которые будут нападать на них. Евреи пришли от этого сообщения в такое ликование, что многие местные жители начали опасаться последствий. Немало язычников приняли внешние формы еврейской религии, чтобы избежать насилия(Притворство ради сохранения жизни издревле считалось на Востоке оправданным и даже необходимым действием. О живучести древней морали говорит тот факт, что и поныне в том же Иране многие считают притворство добродетелью).
Решающей датой было тринадцатое адара, назначенное Аманом для истребления евреев и конфискации их имущества. И столкновение произошло. Но истреблены были не евреи, а тысячи их зложелателей. Мир был быстро восстановлен, и евреи установили ежегодный праздник в память их избавления. Название этого праздника было Пурим, потому что Аман назначил этот день, бросая жребий, или «пур» (С самого начала Пурим стал одним из самых популярных праздников. После поста на 13-й день адара евреи собирались в синагоге вечером накануне 14-го дня для публичного чтения книги Есфирь. При упоминании Амана они отвечали в унисон: «Да изгладится имя его». На другое утро они собирались для обмена подарками).
Ездра — реформатор
Введение
58 лет разделяют главы 6 и 7 книги Ездры, но мало что известно о событиях в Иерусалиме между освящением храма (515 г. до Р. X.) и возвращением Ездры (457 г. до Р. X.) в седьмой год правления Артаксеркса I, царя персидского(В настоящее время существуют большие разногласия относительно датирования книги Ездры. Ван Хунакер отождествляет «7-й год Артаксеркса» с 398 г. до Р. X. в правление Артаксеркса П. Олбрайт датировал Ездру 37-м годом Артаксеркса или приблизительно 428 г. до Р.Х. Х.Х. Роули предпочитает более позднюю дату для Ездры, хотя большинство ученых все еще датируют Ездру раньше Неемии).
Краткое описание деятельности Ездры в Иерусалиме и возвращения пленников под его руководством дается в Езд. 7:1-10:44. Анализировать это место лучше всего по следующему плану:
I. | Возвращение Ездры | 7:1-8:36 |
Приготовления | 7:1-10 | |
Указ Артаксеркса | 7:11-28 | |
Организация возвращения | 8:1-30 | |
Путь и прибытие | 8:31-36 | |
II. | Реформа в Иерусалиме | 9:1-10:44 |
Проблема смешанных браков | 9:1-5 | |
Молитва Ездры | 9:6-15 | |
Народное собрание | 10:1-15 | |
Наказание виновных | 10:16-44 |
Весьма вероятно, что события, описываемые в этих главах, произошли в течение года. Можно полагать, что порядок событий был таким: Нисан (первый месяц)
1-3 — остановка у реки Агавы
4-11 — приготовления к путешествию
12 — начало путешествия в Иерусалим
Ав (пятый месяц)
прибытие в Иерусалим в первый день этого месяца
Хаслев (кислев — девятый месяц)
созыв народного собрания в Иерусалиме после сообщения Ездре о смешанных браках
Тевет (десятый месяц)
начало выявления смешанных браков и завершение этой работы к первому дню нисана
Возвращение Ездры
Среди изгнанников в Вавилоне был благочестивый левит Ездра из рода Аарона, посвятивший себя изучению Торы. Его стремление изучать закон Моисеев нашло применение, когда Ездра стал учителем народа. Всегда стремившийся возвратиться в Палестину, он обратился к Артаксерксу за одобрением его идеи возвращения евреев домой. Чтобы поощрить пленников к возвращению в Иерусалим под водительством Ездры, персидский царь издал весьма важный указ (Езд. 7:11-26) и поручил Ездре назначить правителей и судей в еврейской провинции. Кроме этого, Ездра был уполномочен конфисковывать имущество, арестовывать или даже предавать казни всякого, кто не исполнит указа.
Артаксеркс оказал щедрую материальную поддержку предприятию Ездры. Крупные царские вклады, добровольные пожертвования переселенцев и сосуды для богослужебного употребления — все это было дано Ездре для Иерусалимского храма. Артаксеркс был настолько уверен в Ездре, что разрешил ему взять все необходимое для богослужений «из царских сокровищ». Правители провинций за Евфратом получили распоряжение снабжать Ездру едой и деньгами, дабы царская семья не подверглась гневу Бога Израилева. Сверх этого, служители в Иерусалимском храме — певцы, служители, привратники и священники — были освобождены от налогов.
Ощущая Божье благоволение и воодушевившись искренней и щедрой поддержкой Артаксеркса, Ездра собрал старейшин Израиля на берегу реки Агавы в первый день нисана(Агава была либо рекой, либо каналом в Вавилоне, несомненно, вблизи Евфрата. До сих пор точно не идентифицирована). Когда Ездра заметил, что для служения недостает левитов, он направил делегацию к Иддо, наместнику в Каси-фье(Касифья была, по всей вероятности, центром поселения еврейских изгнанников где-то под Вавилоном. До сих пор не идентифицирована), с поручением добиться его разрешения на выход в Иерусалим левитов, проживавших в той местности. В ответ 40 левитов и 220 храмовых прислужников присоединились к переселенцам. Всего возвращающихся в Иерусалим собралось приблизительно 1800 человек с семьями. Ездра откровенно признался перед ними, что ему стыдно просить у царя еще и охрану (ибо он говорил царю, что уповает на Господа). В посте и молитве переселенцы обратились к Богу за Его охраной, прежде чем начать долгий и опасный 1600-километровый путь.
Путешествие началось в 12-й день нисана. Три с половиной месяца спустя, в первый день ава, они прибыли в Иерусалим. После того как священники и левиты проверили сокровища и сосуды для служения в храме, принесенные из Вавилона, возвратившиеся изгнанники принесли обильные жертвы во дворе храма. В свое время сатрапы и правители по всей Сирии и Палестине заверили Ездру в своей помощи и поддержке.
Реформа в Иерусалиме
Местная комиссия из ответственных лиц доложила Ездре, что израильтяне виновны в смешанных браках с языческим населением. В числе таковых были даже религиозные и гражданские руководители. Ездра не только разодрал свои одежды в знак своего глубокого огорчения, но и рвал на себе волосы, выражая свое негодование и гнев. Потрясенный и изумленный, сидел он во дворе храма, окруженный теми, кто совершил этот грех. Во время вечерней жертвы он прекратил свой пост, встал и в разодранной одежде преклонил колени в молитве, исповедуя вслух грех Израиля.
Громадная толпа присоединилась к Ездре, когда он молился и открыто плакал. Шехания, говоря от имени народа, напомнил, что у них есть надежда на обновление завета, и заверил Ездру в полной поддержке в искоренении этого общественного зла. Ездра немедленно потребовал соответствующей клятвы от всех священников и левитов.
Удалившись в жилище Иоханана на ночь(Кейль сходится с Ивальдом относительно того, что больше ничего не известно об Ио-ханане, сыне Елиашива, потому что оба эти имени были весьма распространенными. Эта комната могла быть названа в честь Елиашива, упомянутого в 1 Пар. 24:12. Датирующие Ездру более поздним периодом относят эту ссылку к Елиашиву, который служил при Неемии священником в 432 г., когда Неемия возвратился во второй раз в Иерусалим, и к Иоханану, который пришел на смену отцу в роли священника), Ездра продолжал молиться, поститься и скорбеть о своем грешном народе. По всей стране было объявлено, чтобы весь народ собрался в Иерусалим в трехдневный срок под угрозой лишения имущества и отлучения от общества. В двадцатый день хаслева (кислева) они собрались на открытой площади перед храмом.
Ездра обратился к трепещущему собранию и объяснил им серьезность их вины. Когда они выразили желание исправить положение, он согласился позволить начальникам представлять народ, чтобы можно было распустить собрание, так как тогда был сезон дождей. С помощью избранных мужей и представителей разных частей еврейской общины Ездра в течение трех месяцев выявлял смешанные супружеские пары.
Группа виновных в смешанных браках составляла 114 человек из священников, левитов и других израильтян. Среди восемнадцати священников были близкие родственники Иисуса, первосвященника, возвратившегося с Зоровавелем. Сравнение между Езд. 10:18-22 и 2:36-39 указывает, что ни один из возвратившихся священников не был свободен от этого зла — смешанных браков. Принеся в жертву за грех овна, виновные священники торжественно пообещали расторгнуть свои браки.
Неемия — правитель
Введение
Историчность Неемии никогда не вызывала сомнений ни у одного компетентного ученого. Это один из наиболее ярких деятелей в период после вавилонского плена. Начав свое служение в 444 году до Р. X., он отказался от своего высокого положения при персидском дворе, чтобы помочь народу восстановить Иерусалим.
Ездра был в Иерусалиме уже 13 лет, когда туда прибыл Неемия. В то время как первый был ученым книжником и учителем, последний осуществлял сильное, энергичное руководство в гражданских и политических делах. Успешное восстановление стен, несмотря на противодействие врагов(В 408 г. до Р. X. евреи с острова Элефантина обращались с прошением к некоему Багоазу, персидскому наместнику в Иудее. Когда он занял этот пост и кто был его предшественником, не известно), обеспечило защиту и безопасность возвратившимся переселенцам, так что они могли под руководством Ездры посвятить себя служению Господу. Таким образом, правление Неемии создавало самые благоприятные условия для успешного служения Ездры.
Согласно книге Неемии, первый период его правления продолжался двенадцать лет — с 444 года до Р. X., двадцатого года царствования Артаксеркса. В 12-й год своего служения (Неем. 13:6) Неемия возвратился в Персию (432 г. до Р. X.). Когда он опять возвратился в Иерусалим и долго ли еще управлял там, неизвестно.
События, о которых говорится в Неем. 1—12, могли произойти в первый год его правления(Олбрайт дает такой краткий хронологический план книги Неемии: визит Ханани — в декабре 445 г.; прибытие Неемии в Иерусалим — 440 г.; начало восстановления стен — 439 г. и конец — 437 г. до Р. X.). В первый день первого месяца нисана (444 г. до Р. X.) Неемия получил разрешение отправиться в Иерусалим (Неем. 2:1). Будучи человеком решительным, он, несомненно, отправился в путь вскоре после этого. Ремонт стен был закончен в шестом месяце элуле (6:15).
Поскольку осуществление этого проекта началось через несколько дней после его прибытия и закончилось через 52 дня, на приготовления и путь отводится четыре месяца. В седьмой месяц (тишри) Неемия тесно сотрудничал с Ездрой в устройстве богослужения и духовной жизни народа (Неем. 7—10), продолжал свою перепись и, по всей вероятности, вскоре после этого освятил стены (Неем. 11—12). Если исключить некоторые замечания в тексте, обобщающие итоги деятельности Неемии, то у читателя остается впечатление, что все это произошло в первый год пребывания Неемии в Иерусалиме. Ниже приводится план книги Неемии:
I. Царское поручение | 1:1-2:8 |
Сообщение из Иерусалима | 1:1-3 |
Молитва Неемии | 1:4-11 |
Расположение царя | 2:1-8 |
II. Миссия Неемии в Иерусалиме | 2:9-6:19 |
Успешное путешествие | 2:9-10 |
Неемия изучает и оценивает ситуацию | 2:11-16 |
• Противники — Санаваллат и Товия | 2:17-20 |
Организация строительства | 3:1-32 |
Успех строительства | 4:1-23 |
Экономическая политика | 5:1-19 |
Завершение ремонта стен | 6:1-19 |
III. Реформа при Ездре | 7:1-10:39 |
План переписи Неемии | 7:1-73 |
Чтение Моисеева закона | 8:1-12 |
Праздник кущей | 8:13-18 |
Богослужение | 9:1-5 |
Молитва | 9:6-38 |
Завет соблюдения закона | 10:1-39 |
IV. Что еще сделал Неемия | 11:1-13:31 |
Список жителей Иерусалима и окрестностей | [ 11:1-12:26 |
Освящение стены | 12:27-43 |
Назначения в храме | 12:44-47 |
Чтение закона | 13:1-3 |
Изгнание Товии | 13:4-9 |
Левитам вновь стали давать содержание | 13:10-14 |
Отмена субботней торговли | 13:15-22 |
Проблема смешанных браков | 13:23-29 |
Заключение | 13:30-31 |
Царское поручение
Среди тысяч еврейских изгнанников, не возвратившихся в Иудею, был Неемия. Он добился больших успехов при дворе, занял высокое положение и «стал виночерпием Артаксеркса Лонгимана («Долгорукого»). Неемия жил в столице Персии, богатейшем городе Сузы, расположенном в 160 км к северо-востоку от Персидского залива, и был, безусловно, весьма обеспеченным человеком. Когда до него дошла весть, что стены Иерусалима все еще в развалинах, Неемия очень опечалился. Целыми днями он постился, молился и плакал о своем народе и об Иерусалиме.
Молитва Неемии записана в Неем. 1:5-11. Он вспоминает историю Израиля, завет у горы Синай, закон Моисея, который был нарушен Израилем, и обетование прощения для покаявшихся изгнанников. Неемия исповедует грех народа, обращается к Богу завета, называя его Богом небес, просит Его быть милостивым к Израилю и расположить к нему персидского царя, его господина.
После трех месяцев молитв Неемии представилась благоприятная возможность. Прислуживая Артаксерксу, он привлек к себе внимание царя своей грустью. На вопрос своего господина Неемия в страхе и трепете рассказал, что он удручен хаосом, царящим в разрушенном Иерусалиме. Когда Артаксеркс благосклонно предложил ему высказать свое желание, Неемия быстро произнес про себя молитву и смело попросил, чтобы царь позволил ему отправиться восстанавливать Иерусалим, город погребения его отцов. Персидский царь не только разрешил Неемии эту поездку, но и написал письма от своего имени всем правителям по другую сторону Евфрата с повелением снабдить Неемию строительными материалами для стен и ворот города, а также для его собственного дома.
Миссия Неемии в Иерусалиме
Неемия прибыл в Иерусалим вместе с армейскими офицерами и кавалерией, что сильно встревожило соседних правителей. В сопровождении небольшой комиссии Неемия сразу же совершил ночной обход и осмотр города, проверяя состояние стен. Потом он собрал народ и предложил им восстановить стены. Народ с энтузиазмом поддержал его. Будучи умелым организатором, Неемия назначил людей на работы у разных ворот и частей иерусалимской стены (3:1-32).
Такая внезапная и интенсивная деятельность вызвала противодействие со стороны соседних провинций. Влиятельные вожди, такие, как Санаваллат Хоронит, Товия Ам-монитянин и Гешем Аравитянин, обвинили евреев в мятеже, как только они приступили к работам(Санаваллат упоминается в книге «Арамейские папирусы», написанной евреями из колонии на острове Элефантина, которые обращались к сыну Санаваллата с просьбой помочь им в 407 г. до Р. X. Это подтверждает, что Санаваллат был современником Неемии. Имя Товии, высеченное по-арамейски на камне вблизи Аммана в Иордании, датировано 400 г. до Р. X. Это может относиться к Товии — врагу Неемии). Когда они увидели, что восстановительные работы идут быстро, они так рассердились, что организовали сопротивление. Затем Санаваллат и Товия при поддержке аравитян, аммонитян и азотян приготовились к нападению на Иерусалим.
К этому времени стена была закончена до половины в высоту. Неемия не только молился, но и назначил круглосуточную стражу. В самой низкой части стены охрана была распределена между различными семьями. Поняв, что эта охрана помешала врагам исполнить свой коварный замысел, евреи снова принялись за работу. Половина людей продолжала строить с оружием в руках в полной готовности отразить врага, вторая половина несла постоянную охрану. Более того, всем было приказано при звуке трубы немедленно спешить в то место, где грозит опасность, и отражать врага. Ни одному из рабочих не разрешалось покидать Иерусалим. Они работали от восхода до заката солнца, а ночью оставались в дозоре.
Усиленные старания закончить ремонт особенной тяжестью ложились на плечи наиболее бедных слоев народа. Они жаловались, что им трудно платить налоги, проценты, содержать семьи — да еще помогать восстанавливать стены. Некоторым грозила перспектива отдать в рабство своих детей для покрытия растущих долгов. Неемия немедленно созвал народное собрание и потребовал от обидчиков возвратить бедным то, что у них взяли. Проценты были отменены. Как правитель Неемия представляет собой замечательный пример в истории. В течение 12 лет своего первого срока служения он не собирал с народа ни продуктов, ни денег на свое содержание, что полагалось ему как губернатору и что делали все его предшественники. В придачу к этому 150 евреев и начальников, посещавших Иерусалим, часто бывали в гостях у Неемии бесплатно. Ни он, ни его служащие, желая помочь бедным, не продавали закладных на землю за взятые в долг деньги или зерно. Таким образом, Неемия успешно разрешил экономическую проблему в решающие дни строительства стены.
Когда враги евреев услыхали, что стена почти закончена, несмотря на их помехи, они задумали заманить Неемию в ловушку. Четыре раза Санаваллат и Гешем присылали приглашения встретиться с ними в одном из селений в долине Оно. Догадываясь об их злых намерениях, Неемия отклонял приглашения, разумно оправдываясь тем, что он весьма занят. Наконец Санаваллат отправил письмо, в котором обвинил Неемию в вынашивании планов к восстанию и в стремлении стать царем. Предупреждая, что об этом может быть доложено персидскому царю, Санаваллат приглашал Неемию присоединиться к ним для обсуждения этого вопроса. Неемия смело ответил на эту угрозу, заявив, что все это — не более чем плод необузданного воображения Санаваллата. В то же время он молился, чтобы Господь укрепил его руки.
Затем враги замыслили опозорить Неемию перед народом. Коварные Санаваллат и Товия наняли лжепророка Ше-маию запугать и смутить еврейского правителя. Когда Не-емия пришел в дом Шемаии, лжепророк предложил ему спрятаться в храме( «И он заперся» — Кейль полагает, что Шемаия засел в доме и позвал Неемию, чтобы внушить ему, что он сам в такой ужасной опасности, что не может оставить дом. Отсюда его совет вдвоем укрыться в храме). Он предупредил Неемию о заговоре убить его. Неемия сказал, что, во-первых, он не будет спасаться бегством, а во-вторых, не пойдет в храм(Вопрос, который Неемия задает в 6:11, можно понять двояко. Если бы он пошел в храм, то спас бы он свою жизнь или, наоборот, был бы казнен, согласно Чис. 18:7?). Несомненно, Неемия предвидел, что за такой поступок народ будет осуждать его, а за вход в храм он предстанет перед судом Божьим, так как он не был священником. Он вполне сознавал, что Шемаия был лжепророком, подкупленным Санаваллатом и Товией. В молитве Неемия выразил желание, чтобы Бог не только помянул этих двух врагов его, но и пророчицу Ноа-дию и других лжепророков, пытавшихся устрашить его.
В дополнение ко всему нужно еще сказать, что Товия и его сын Иоханан были в родстве со знатными семьями в Иудее. Тесть Товии Шехания был сыном Араха, возвратившегося с Зоровавелем (Езд. 2:5). Тесть Иоханана Мешуллам был активным участником строительства стены (Неем. 3:4, 30). Даже первосвященник Елиашив был в союзе с Товией, хотя о его родственной связи ничего не сказано. Вследствие этого между Товией и этими семьями в Иудее велась частая переписка. Этот хорошо налаженный канал связи служил для создания Неемии дополнительных трудностей, так как о всех действиях Неемии и даже о многих его планах постоянно сообщалось Товии. И хотя родственники Товии хорошо отзывались о его добрых делах, Неемия знал, что Товия имел злые умыслы по отношению к народу в Иерусалиме.
Несмотря на все это, стена в Иерусалиме была закончена за 52 дня(Согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности» XI. 5:7), ремонт стен занял два года и четыре месяца. Кеиль приводит следующие причины в пользу древнееврейского текста, называющего только пятьдесят два дня: 1) необходимость немедленного завершения работ; 2) энтузиазм и громадное число строителей из Фекои, Иерихона, Гаваона, Мицпы и т. д.; 3) такой энтузиазм в работе и охране вряд ли мог бы продолжаться два года; 4) стены ремонтировались там, где было нужно, — большая часть стен и ворота Ефрема не были разрушены. Олбрайт и другие следуют Иосифу Флавию вместо древнееврейского текста). Враги были пристыжены, а на окружающие народы было произведено должное впечатление: они еще раз убедились, что Бог благоволил к Неемии. Успешное завершение строительного проекта Неемии наперекор враждебности противников утвердило престиж еврейской общины Иерусалима среди провинций к западу от Евфрата.
Реформа при Ездре
Когда стена была отстроена, Неемия обратил внимание на другие проблемы, связанные с безопасностью Иерусалима. Ввиду угрозы нападения врагов город нужно было охранять; руководить всей системой охраны было поручено Ханани, брату Неемии, и Хананию, который уже отвечал за крепость, примыкавшую с севера к храмовой горе. В придачу к привратникам Неемия назначил сторожить ворота и стены города певцов и левитов.
Все жители Иерусалима должны были по ночам охранять те участки стены, которые находились поблизости от их домов. Хотя со времени нового заселения города прошло 90 лет, в нем были места столь малонаселенные, что охрана не была достаточной. Столкнувшись с этой проблемой, Неемия призвал начальников и поручил им переписать весь народ в провинции, чтобы привлечь некоторых из них для поселения в Иерусалиме. Размышляя над исполнением этого плана, он нашел родословную перепись народа, который возвратился из плена в дни Зоровавеля. За исключением малых изменений, которые, вероятно, произошли из-за ошибок, допущенных при составлении или переписывании, эта перепись Неем. 7:6-73 идентична той, которая приведена в Езд. 2:3-67.
Прежде чем Неемия успел осуществить свой план, народ начал собираться на праздники седьмого месяца тишри. В это время отмечались праздники труб, очищения и кущей (Лев. 23:23-43) (Нет оснований считать, что Неемия дает нам полный отчет обо всей своей деятельности. День очищения соблюдался, скорее всего, в 10-й день тишри. Праздник труб и праздник кущей праздновались в этом году бывшими изгнанниками, несомненно, с особым настроением). Неемия вполне поддерживал народ в его религиозной ревности, и его имя внесено первым в список приложивших печать к завету (Неем. 10:1). Несомненно, его деятельность в этот месяц отступила на второй план, приоритет был отдан богослужениям; затем Неемия продолжил свою административную программу. Неемия не был священником; поэтому во время праздников он упоминается только дважды в Неем. 8—10.
На первый план выдвигается Ездра, священник, книжник и выдающийся религиозный вождь. Придя в Иерусалим лет на 13 раньше Неемии как известный учитель закона, он, несомненно, был хорошо знаком народу по всей провинции. Хотя об этом ничего не написано ни у Ездры, ни у Неемии, разумно полагать, что Ездра в предыдущие годы собирал народ на служения и праздники в установленное время. В этом году у народа было основание для самого грандиозного празднования. За закрытыми стенами Иерусалима они могли собираться спокойно и в безопасности, не боясь нападения врага. Несомненно, моральный дух народа укрепился благодаря успешному руководству Неемии.
Праздник труб отмечался в первый день седьмого месяца и отличался от всех других новомесячий. Когда народ собрался в этом году у Водяных ворот на площади, расположенной южнее двора храма, они единогласно обратились к Ездре с просьбой почитать им закон Моисея. Стоя на деревянном возвышении, он читал закон стоящему перед ним собранию с рассвета до полудня. Чтобы помочь народу понять закон, левиты его тут же толковали по мере чтения Ездры. Когда чтение растрогало народ до слез, Неемия при поддержке Ездры и учащих народ левитов призвал их радоваться и устроить по этому случаю праздник с угощением.
На второй день главы семей, священники и левиты собрались с Ездрой для тщательного изучения закона. Когда они поняли, что Бог через Моисея повелел народу жить в шатрах во время праздника кущей (Лев. 23:39-43), они всенародно провозгласили об этом. С большим воодушевлением и подъемом народ пошел в горы, принес в большом количестве ветки маслин, мирта и пальм и начал повсюду строить себе шалаши: во дворах домов и дворах храма, на площадях и на крышах. Участвовали все; этот праздник кущей оказался самым значительным и торжественным со времен Иисуса Навина, возглавлявшего Израиль при захвате Ханаана (Неем. 8:17(Кейль полагает, что это может просто означать, что раньше никогда весь народ не участвовал в празднике, или что сооружение шалашей не сопровождалось таким энтузиазмом. Ср. 3 Цар. 8:65 и Езд. 3:4)).
Закон читался всенародно все семь дней этого праздника (с 15 по 21 тишри). На восьмой день проводилось собрание и приносились положенные жертвы.
После однодневного перерыва народ собрался для молитвы и поста. Ездра и прислуживающие левиты руководили народным богослужением, читая закон, исповедуя грехи и благодаря Бога. В долгой и многозначительной молитве (9:6-37) Ездра восхвалил Господа за милость и справедливость(Древнееврейский текст в Неем. 9:6 не приводит имени того, кто произнес эту молитву. Септуагинта определенно называет Ездру, что в достаточной мере подтверждается контекстом.).
В письменном завете, подписанном Неемией и другими представителями общества, народ клятвенно обязался хранить закон Божий, данный через Моисея. Два закона были выделены особенно: о смешанных браках с язычниками и о соблюдении субботы. Последний не только исключал занятие торговлей в субботу, но включал соблюдение других праздничных дней и обещание давать отдых земле каждый седьмой год.
Это обязательство имело конкретный практический смысл. Каждый человек был обязан платить ежегодно треть сикля на обслуживание храма(Вес 1 серебряного сикля (шекеля) равнялся 14,5 грамма (существовал еще особый «священный сикль», но здесь речь идет не о нем). Согласно Исх. 30:13, каждый мужчина от 20 лет и выше должен был платить полсикля в год. Кейль полагает, что из-за бедности переселенцев была сделана скидка) — это обеспечивало постоянное снабжение хлебами предложения, ежедневного и праздничного приношения. Дрова для жертвоприношений доставлялись по жребию. Народ обязывался платить десятину, приносить первые плоды, посвящать первородных и делать другие вклады, предписанные законом. В то время как первородных и первые плоды нужно было приносить к священнику в храм, десятины могли собираться левитами по всей провинции и доставляться в хранилища храма. Таким образом, народ публично обязывался не пренебрегать домом Божьим.
Что еще сделал Неемия
Неемия взялся за осуществление плана по увеличению населения Иерусалима, чтобы жители были в состоянии защитить свой город. Он был уверен, что такова воля Божья (Неем. 7:5). Безусловно, он обновил перепись, сделанную при Зоровавеле. Десятая часть населения по жребию была переселена в Иерусалим. Таким образом, проблема малонаселенных районов в городе была решена — у них появились защитники.
Перепись жителей Иерусалима и соседних городов (Неем. 11:3-36) относится ко времени Ездры и Неемии. Жители Иерусалима внесены в список по именам глав семейств, а жители всей провинции упоминаются только по селениям. Список священников и левитов (Неем. 12:1-26) охватывает период времени от Зоровавеля до Неемии.
В освящении стен Иерусалима участвовали жители всей провинции. Гражданские и религиозные вожди и все другие участники были разделены на две процессии. Одна во главе с Ездрой и Неемией пошла направо, а вторая налево по стенам Иерусалима. Когда обе группы сошлись у храма, началось торжественное собрание благодарения, сопровождаемое музыкой и хоровым пением, обильными жертвоприношениями в знак благодарности и радости. Даже дети и женщины участвовали в торжествах, присоединившись к обильному пиршеству после жертвоприношений. Торжество было настолько огромным и радостным, что шум можно было слышать издалека.
Неемия — умелый администратор — организовал священников и левитов для сбора десятин и других приношений народа (Неем. 12:44 и ел.). Из отдаленных городов эти дары были переправлены в Иерусалим через надежных левитов, чтобы священники и левиты могли успешно совершать свое служение(Эти события в Неем. 12:44-13:3 могли произойти вскоре после освящения иерусалимских стен и заключения завета или в последующие годы. Они представляют условия и обычаи времени Неемии). Певцы и привратники тоже получали регулярное содержание, дабы и они могли служить так, как было предписано Давидом и Соломоном (2 Пар. 8:14). Народ был рад видеть священников и левитов в храме и охотно поддерживал их служение.
Чтение книги Моисея напомнило израильтянам, что ам-монитяне и моавитяне не должны допускаться в собрание еврейского народа(Места, в которых обсуждается эта проблема, находятся в Чис. 22:2 и ел. и Втор. 23:4-6). Для исполнения закона были приняты должные меры.
На двенадцатом году служения в роли правителя Иудеи (около 432 г. до Р. X.) Неемия предпринял путешествие в Персию. Срок его пребывания там не указан, но через некоторое время Артаксеркс снова позволил ему вернуться в Иерусалим.
В отсутствие Неемии порядок расстроился. Первосвященник Елиашив дал комнату Товии Аммонитянину во дворе храма. Содержание левитам не выплачивалось, и певцы храма тоже не получали положенного им содержания. Народ пренебрегал ежедневными приношениями, из которых десятина и первые плоды предназначались левитам; поэтому им пришлось самим обрабатывать землю, чтобы прокормиться.
Неемия был возмущен, когда узнал, что комната, которую раньше использовали для хранения провизии левитов, занята теперь Товией Аммонитянином. Он немедленно выбросил оттуда всю мебель, дал приказ очистить комнаты, велел опять внести сосуды, хлебные приношения и ладан.
После этого начальствующие были призваны к ответу. Неемия смело обвинил их в небрежном отношении к храму и к сбору десятин. Казначеями и начальниками над кладовыми были назначены верные люди. Левиты снова начали получать свое содержание. Неемия опять выразил в молитве к Богу желание, чтобы Он вспомнил о его добрых делах в отношении храма и его служащих.
Следующим на очереди у Неемии было восстановление соблюдения суббот. Евреи не только сами работали и торговали по субботам, но и позволяли в этот день торговать и проживавшим в Иерусалиме тирским купцам. Неемия предупредил благородных мужей Иудеи, что этот грех предшествовал пленению Иудеи и разрушению Иерусалима. В конце концов Неемия приказал по субботам запирать ворота Иерусалима. С этой целью он приказал своим слугам приостанавливать торговлю в городе. После предостережения Неемии торговцы даже перестали приезжать по субботам — им приходилось ожидать, пока не откроются ворота в конце этого святого дня. И за это он тоже просил Бога «помянуть его».
Смешанные браки были последней серьезной проблемой, которую разрешил Неемия. Некоторые евреи вступили в браки с женщинами из Азота, Моава и Аммона. Так как дети говорили на языках своих матерей, весьма возможно, что эти люди жили на окраинах территории еврейской общины. От этих мужчин, вступивших в браки с язычницами, Неемия потребовал клятвы, что они порвут такие связи, и напомнил им, что даже Соломон был введен в грех из-за чужеземных жен.
К внуку первосвященника Елиашива Неемия применил суровые меры. Он женился на дочери Санаваллата, правителя Самарии, причинившего Неемии массу хлопот в первый год восстановления иерусалимской стены. Неемия немедленно выслал его из Иудеи(Изгнание зятя Санаваллата из Иерусалима могло стать началом поклонения в Самарии, которое соперничало с храмовым поклонением до времен Иисуса Христа (Ин. 4:20). Поскольку зять Санаваллата был внуком Елиашива, первосвященника из Иудеи, он мог сыграть роль в поощрении сооружения храма на горе Гаризим. Хотя Иосиф Флавий датирует это событие веком позже, весьма возможно, что эти события происходили раньше, в дни Неемии).
Неемия закончил описание своей деятельности кратким обзором религиозных реформ и мер по обеспечению всего необходимого для правильных богослужений в храме. Искренне ревностный к делу Божьему, он произносит такую молитву: «Помяни меня, Боже мой, во благо мне!»